Понятие и правовые проблемы исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В ходе исполнения акта юрисдикции субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свою реализацию посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом. С этой точки зрения изучение исполнительного производства представляет несомненную практическую важность.

Оглавление

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и правовые проблемы исполнительного производства..5
1.1 Понятие, признаки и сущность исполнительного производства...........5
1.2 Правовые проблемы исполнительного производства.............................7
Глава 2. Сроки исполнительного производства............................................20
2.1 Понятие и виды сроков..............................................................................20
2.2 Порядок исчисления сроков......................................................................23
Заключение........................................................................................................28
Список используемых источников..................................................................30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Срок, исчисляемый днями, заканчивается в последний день установленного срока. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Однако иное правило может быть определено самим ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом.

Если в исполнительном документе срок установлен календарной датой, то он заканчивается:

- в день, непосредственно предшествующий  указанной в исполнительном документе  дате, если исполнительным документом  предписано совершить установленные действия до этой даты;

- в день, указанный в исполнительном  документе.

Существенным законодательным положением является указание на то, что действие, для совершения которого определен срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня установленного срока.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были предоставлены в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24 часов последнего дня определенного срока, то установленный срок не считается пропущенным. Новоселова Л.А. Взыскание денежных средств по решению суда // Законодательство. - № 4. - апрель 2005. - С. 17. Однако если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленной срок заканчивается в тот момент, когда в данной организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» устанавливает возможность приостановления сроков. Так, течение всех текущих сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства и продолжается со дня возобновления исполнительного производства.

В некоторых случаях установленные сроки не могут быть соблюдены, что соответственно приводит к возникновению вопроса об их продлении. Установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о продлении срока. В свою очередь постановление о продлении или об отказе в продлении установленного судебным приставом-исполнителем срока может быть обжаловано. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ч. 2 ст. 20.

Истечение срока в исполнительном производстве приводит к наступлению определенных правовых последствий -- последствий пропуска срока. По общему правилу пропуск законодательно установленного срока или срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. К примеру, неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, влечет наложение денежного взыскания -- исполнительского сбора. Кроме того, пропуск срока не умаляет содержание требований, находящихся в исполнительном документе.

Пропуск срока для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов, приводит к возврату жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается не поданной. Однако в определенных случаях пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен. Во-первых, для этого одновременно с жалобой должно быть подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и, во-вторых, должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, должно признать основания пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока целесообразным. Ярков В.В. Исполнительное производство: современное состояние // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 12. - С. 57. Восстановление пропущенного срока определенным постановлением уполномоченного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы. Отказ в восстановлении пропущенного срока, напротив, должен быть оформлен постановлением уполномоченного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» устанавливает также возможность обжалования постановления об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Если же пропущен срок для обращения в суд, то его восстановление производится судом в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством.

Установленные законом сроки предъявления исполнительных документов к исполнению могут быть прерваны. Причем данный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению или частичным исполнением исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, а время, закончившееся до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

В случаях, когда исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или уполномоченного лица. При рассрочке исполнения исполнительного документа течение срока предъявления его к исполнению продлевается на срок рассрочки.

Следует обратить внимание, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению в тех случаях, когда речь идет о судебных актах, актах других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях может быть прерван лишь при рассрочке исполнения исполнительного документа. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ч. 6 ст. 22.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться в суд, с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Пропущенный срок может быть восстановлен по причинам, признанным судом уважительными.

Заявление рассматривается в судебном заседании с уведомлением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными законами РФ от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 432..

Действующее законодательство императивно определяет, что пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, за исключением исполнительных листов и судебных приказов восстановлению не подлежат.

Известной спецификой обладает порядок исчисления сроков совершения исполнительных действий. Так, в указанные сроки не включается время:

- в течение которого исполнительные  действия не осуществлялись в  связи с их отложением;

- в течение которого исполнительное  производство было приостановлено;

- отсрочки или рассрочки исполнения  исполнительного документа;

- со дня объявления розыска  должника-организации, а также имущества  должника до дня окончания  розыска;

- со дня обращения взыскателя, должника, судебного при става-исполнителя в суд, другой орган или к уполномоченному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом - исполнителем вступившего в законную силу судебного акта принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

- со дня вынесения постановления  о назначении специалиста до  дня поступления в подразделение  судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы. Власов А. А. Гражданское процессуальное право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2003. - С. 261.

Необходимо обратить внимание на то, что истечение сроков осуществления исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства, за исключением истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, что, в свою очередь, является основанием для окончания исполнительного производства. При этом в срок давности не вводит срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Заключение

Исполнение -- важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, нереализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным или иным актом органа юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.

Данный участок «правовой действительности», связанный с принудительной реализацией актов органов юрисдикции, «закрывается» нормами исполни тельного производства. Неразработанность либо незавершенность исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным участникам гражданского оборота, так и обществу в целом. В конечном счете, нерешенность ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищенности прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Тем самым создается, казалось бы, парадоксальная ситуация, когда выгодней быть должником, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Все это вынуждает взыскателей прибегать к неправовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем приводя, таким образом, к криминализации сферы частного права.

При реализации уже действующих и разработке новых мер принудительного исполнения неизбежно возникают вопросы соотношения норм материально-правового и процессуального характера с положениями исполнительного производства. Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» направлены на решение многих важных вопросов исполнительного производства, в связи с чем необходимо их дальнейшее осмысление и развитие в различных теоретико-прикладных аспектах.

Проблема исполнения судебных и иных актов органов юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера - об исполнении законов в целом и как их частного случая - принудительного исполнения судебных и иных актов. Процесс реализации актов судебных и других органов юрисдикции должен не только обеспечить конечный результат, но и реализовываться в установленные исполнительным производством сроки.

Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определенную систему действий либо путем воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен сработать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определен в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта юрисдикции. Поэтому необходимо постоянно анализировать динамику исполнительного производства с тем, чтобы отслеживать основные этапы реализации судебных актов и места «блокирования» этого процесса.

Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ.

Список используемых источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Часть первая (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 30.12.2012 № 302-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября,29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46.

3. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ //«Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41.

4. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30.

5. Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве». СПб., 2007.

6. Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное  производство. М., 2001.

7. Власов А.А. Гражданское процессуальное  право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2003.

Информация о работе Понятие и правовые проблемы исполнительного производства