Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 21:47, курсовая работа
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В ходе исполнения акта юрисдикции субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свою реализацию посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом. С этой точки зрения изучение исполнительного производства представляет несомненную практическую важность.
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и правовые проблемы исполнительного производства..5
1.1 Понятие, признаки и сущность исполнительного производства...........5
1.2 Правовые проблемы исполнительного производства.............................7
Глава 2. Сроки исполнительного производства............................................20
2.1 Понятие и виды сроков..............................................................................20
2.2 Порядок исчисления сроков......................................................................23
Заключение........................................................................................................28
Список используемых источников..................................................................30
Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.
Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.
Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ.
Глава 2. Сроки исполнительного производства
2.1 Понятие и виды сроков
Ценность любого субъективного права состоит в его осуществимости, в возможности посредством реализации заложенных в нем правомочий обрести известную практическую пользу. Но это становится допустимым лишь тогда, когда для реализации этих возможностей управомоченному лицу предоставляется достаточный срок.
Сроками называются периоды (промежутки) или моменты времени, с которыми нормы права связывают установленные правовые последствия.
Предпосылкой обеспечения законности и эффективной реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве является соблюдение процессуальных сроков.
Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия. Исполнительное производство. Вставская И.М., Савченко С.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 174.
Все сроки в исполнительном производстве в зависимости от способа их установления можно разделить на два вида:
- сроки, установленные
- сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем.
Сроками, установленными законодательством об исполнительном производстве являются сроки совершения исполнительных действий. Так, содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ч.1 Ст. 36.
При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить подобные действия. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ч.6 Ст. 33. Оформляемое при этом постановление судебного пристава-исполнителя должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.
Предусмотренные в исполнительных документах требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Если исполнительным документом предусмотрено незамедлительное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть реализованы в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невыполнимо по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, -- не позднее следующего дня.
По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, определенного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока. Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве». СПб., 2007. К ст. 21.
Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.
Исполнительные документы, предусматривающие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. П. 7 ст. 21.
Отметим, что законодатель установил правило, согласно которому сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
- трехдневный срок передачи
судебному приставу-
- судебный пристав-исполнитель
в трехдневный срок со дня
поступления к нему
- если исполнительный документ
подлежит немедленному
Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять:
- в течение одних суток с
момента поступления
- десятидневный срок
- трехдневный срок рассмотрения
старшим судебным приставом
- двухмесячный срок, в течение
которого должны быть
- двухмесячный срок, в течение
которого может выставляться
заявка на продажу ценных
- шестидесятидневный срок, в течение
которого судебным приставом-
- десятидневный срок, в течение
которого подается жалоба на
постановление должностного
Жалоба поданной в порядке подчиненности должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Другим видом сроков в исполнительном производстве являются сроки, определяемые судебным приставом-исполнителем.
К подобным промежуткам времени можно отнести:
- срок для добровольного
- срок отложения исполнительных
действий и применения мер
принудительного исполнения. Судебный
пристав-исполнитель вправе
- срок приостановления
2.2 Порядок исчисления сроков
Целям точного применения сроков в исполнительном производстве служат установленные правила их исчисления.
В ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» порядок исчисления сроков в основном урегулирован отдельной главой 3 «Сроки в исполнительном производстве». Вместе с тем положения, касающиеся, в частности, порядка исчисления сроков совершения исполнительных действий содержатся в другой главе указанного закона.
Сроки в исполнительном производстве определяются:
- календарной датой указанием на событие, которое должно наступить;
- периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Единицей исчисления срока могут быть годы, месяцы и дни. При этом в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. - С. 238.
По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый годами, заканчивается в соответствующий месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в соответствующий день последнего месяца определенного срока. Причем если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то в соответствии с частью 2 ст. 16 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок заканчивается в последний день этого месяца. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /Под. ред. О.В. Исаенковой. - Система ГАРАНТ, 2008. К ст. 16.
Информация о работе Понятие и правовые проблемы исполнительного производства