Понятие правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы ответить на этот нелёгкий вопрос я хочу проанализировать признаки, которыми должно обладать правовое государство. Во-первых, территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Иными словами, проживая в данном государстве, мы являемся гражданами этого государства, обладая своими правами, подчиняясь верховной государственной власти.

Оглавление

Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового государства___________________________4
Глава 2. Признаки правового государства_________________________12
Признак 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
Признак 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Признак 3. Взаимная ответственность личности и государства.
Признак 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
Признак 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
Глава 3. Формирование правового государства____________________31
Заключение__________________________________________________37
Список использованной литературы_____________________________40

Файлы: 1 файл

Правовое государство.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение_____________________________________________________3

Глава 1. Понятие  правового государства___________________________4

Глава 2. Признаки правового государства_________________________12

Признак 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

Признак 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Признак 3. Взаимная ответственность личности и государства.

Признак 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

Признак 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

Глава 3. Формирование правового государства____________________31

Заключение__________________________________________________37

Список использованной литературы_____________________________40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Я  вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Платон, книга «Законы».

 

Правовое государство  – государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность  законом государства и его  органов; судебная защита прав граждан  и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство – неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями.

Говоря о  правовом государстве, задумываемся ли мы, что это означает и в каком  государстве живём мы. Да, наверное, для нас это стало нормой жизни, что все мы приходя в этот мир, уже обладаем некоторыми правами и свободами. А значит ли это, что мы живём в правовом государстве?

Чтобы ответить на этот нелёгкий вопрос я хочу проанализировать признаки, которыми должно обладать правовое государство. Во-первых, территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Иными словами, проживая в данном государстве, мы являемся гражданами этого государства, обладая своими правами, подчиняясь верховной государственной власти.

Второй признак  это — публичная власть. То есть власть, выступающая от имени народа в рамках законодательства данного  государства.

Третий признак  это — государственный суверенитет. Наличие этого признака у государства обязательно, он обеспечивает исключительную самостоятельность и независимость.

Следующим признакам  мне хотелось бы назвать ту связь, возникающую между государством и правом. Следуя из понятия «правовое  государство» государство без права  существовать не может так как из наличия у граждан прав и свобод можно судить о существовании правового демократического государства.

 

 

Глава 1. Понятие  правового государства

Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали  правового государства. Хотя, как  полагают некоторые юристы, идея правового  государства уходит своими корнями  в античное общество.

Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России1.

Но сама идея о возможности построения правового государства  возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к  этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы»2.

Но различные  теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.

Уже в древности  начинаются поиски принципов, форм и  конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с  мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней  порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений  о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе  положения о власти закона как  сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке" (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму, решающее значение приобретают проблемы политическом власти, и её формально равной для всех, правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях.

В период начавшегося  разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции  историзма изложили прогрессивные  мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что  им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В основе современных  концепций правового государства  лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей  ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Гроций был  первым выдающимся теоретиком школы  естественного права. Правовые институты  феодализма Гроций считал противоречащими  природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и  у Гроция, у Дидро государственная  власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

"Лишь нация  есть истинный суверен; истинным  законодателем может быть лишь  народ, лишь воля народа является  источником политической власти".

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование  демократического государства, был  Спиноза. Будучи связано законами, государство  обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был  защитником абсолютной монархии в Англии, но, тем не менее, он разработал ряд  прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые  впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость оговоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

В трактовке  Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека."

Обоснованный  здесь Локком правовой принцип, как  и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Концепция правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Новые представления  о разделении властей получили систематическую  разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три  рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния3.

Информация о работе Понятие правового государства