Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 14:49, контрольная работа
Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. В дальнейшем государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления). Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Судебная практика подталкивала государственную власть к принятию нормативных правовых актов.
Оглавление
Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. В дальнейшем государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления). Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Судебная практика подталкивала государственную власть к принятию нормативных правовых актов. Судебная практика послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества.
Государство и право - важнейшие социальные институты, средства осуществления власти для достижения экономических и иных целей.
Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур).
На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И. Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф. Шталь) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие «правовое государство», которое благодаря Р. Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918 г. и широкое распространение.
В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления - В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина.
Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства.
Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью.
Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).
Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.
Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение.
Содержание правового государства, его сущность раскрываются в его принципах (стандартах). Под ними понимаются основные идеи, исходные начала его функционирования:
- принцип верховенства права;
- принцип разделения государственной власти;
- взаимная ответственность государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина;
- легитимность государственной власти;
- принцип демократического независимого правосудия и высокого уровня законности;
- политический и идеологический плюрализм;
- гласность, открытость в деятельности государства; свободы средств массовой информации, отсутствие цензуры.
В качестве самостоятельного принципа правового государства следует рассматривать и взаимную ответственность государства и личности. Ответственность государства перед личностью проявляется, прежде всего, в его обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вред личности причиняется тогда, когда нарушены ее права, свободы и законные интересы. Ответственность личности перед государством присуща любому государству, а ответственность государства перед личностью - это специфическая черта правового государства.
В условиях правового государства личность и властвующий субъект, как представитель государства, должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.
Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона. Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет однозначного понятия - право.
Выделяют следующие причины многообразия научных концепций права:
- историческая - концепции о понимании права возникли на различных этапах развития общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы;
- философская - теории о праве связаны с различным философским мировоззрением;
- социальная - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов меняются и представления о праве;
- территориальная - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;
- сложность правового регулирования - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание). В этом случае справедливо указывают на многофункциональную связь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.
Многообразие подходов указывает на то, что сущность права многоаспектна и не может быть сведена к какому-либо одному началу. Право выражает, прежде всего, государственную волю, но через нее в праве получают свое закрепление и поддержку классовые, общечеловеческие, религиозные и прочие интересы, обусловленные объективными факторами общественной жизни.
Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.
Связь права с государством проявляется в том, что большинство правовых норм устанавливаются непосредственно государством в лице его правотворческого органа и применяются им через систему специальных исполнительных органов. Часть юридических предписаний может создаваться и негосударственными субъектами, однако подобная деятельность производится только с санкции государства и в рамках, определенных законом.
Государство также обеспечивает, гарантирует своей властью, посредством особого правоохранительного механизма, исполнение установленных им юридических норм. Это проявляется в том, что в случае отклонения поведения субъектов права от норм, предписываемых законом, начинают работать меры государственного воздействия (в том числе и меры принудительного характера), которые корректируют активность субъектов, направляя ее на точную реализацию юридических предписаний. За правом всегда стоит государственный правоохранительный аппарат, способный принудить к соблюдению его норм.
Функциональная связь права с государством проявляется в обеспечении возможности государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства обеспечивает общеобязательность права (в этом его отличие от других социальных норм), так как основной функцией государства является обеспечение соблюдения и исполнения норм права и, как следствие, их обязательность для субъектов, к которым они обращены.
Рассмотренные выше признаки в совокупности придают праву регулятивный характер. Проявляется в том, что юридические нормы как особые государственные регуляторы определяют, упорядочивают и охраняют общественные отношения и порядок.
Право - это высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.
Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм - правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.
Права человека - это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать то, что не запрещено законом. Они не отчуждаемы, даны человеку от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.
Признание, соблюдение и защита прав - это обязанность государства. Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.
Права человека - это его социальные возможности в личной, экономической, политической, социальной и культурной жизненных сферах.
Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), некоторых конвенциях, принятых ООН.
В Российской Федерации в 1991 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, ставшая неотъемлемой частью Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. и базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
В России основные права человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции Российской Федерации.
В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусматривается право человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, права человека принадлежат всему мировому сообществу и их защита является обязанностью каждого государства.
В случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам следует руководствоваться нормами международными.
Выделяют следующие основные права и свободы человека:
- личные;
- политические;
- социальные, экономические и культурные.
Личные права - это естественные, основополагающие и неотъемлемые права человека, права каждого индивида, они не связаны с принадлежностью к гражданству какого-либо государства, неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Запрещено издавать нормативные правовые акты, умаляющие эти права. Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества. Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать слабозащищенные категории граждан.