Понятие правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. В дальнейшем государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления). Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Судебная практика подталкивала государственную власть к принятию нормативных правовых актов.

Файлы: 1 файл

понятие правового государства.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Важнейшим среди экономических правомочий является предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; обеспечиваются правосудием.

 

 

 

Россия: форма государственного устройства и правления

 

Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства:

Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Российская Федерация является смешанной - парламентско-президентской республикой с конституционно-федеративной формой государственного устройства.

Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.

Признаки республики:

- высшие органы государственной власти формируются избирателями;

- деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком;

- свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству Российской Федерации недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент Российской Федерации, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии.

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.

Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов. Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене. Конституционные Федерации возникают путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента.

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

 

 

 

Заключение

 

Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции Российской Федерации положения о том, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции Российской Федерации может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) «сверху» каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.

Для успешного формирования в России правового государства и утверждения его принципов необходимы следующие условия:

- развитие производства на основе рыночной экономики и создание цивилизованного гражданского общества;

- последовательное осуществление курса демократического развития общества и государства, сочетаемого с укреплением вертикали власти и совершенствованием государственного механизма;

- высокий уровень духовного развития общества, общей и правовой культуры, правосознания граждан, в первую очередь государственных служащих;

- развитие всестороннего международного сотрудничества в целях обеспечения мирового правопорядка, прав и свобод личности.

Идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта.

Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры.

Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.

 

 

Задача

Во время проведения вакцинации против клещевого энцефалита в момент введения вакцины 12 летнему ребенку у мальчика возникла тяжелейшая реакция, проявившаяся полным параличом нижней половины туловища в последствии был установлен диагноз вакцинальный миелит на грудно-поясничном уровне, который указывает на прямую причинную связь с проведенной вакцинацией.

Решение.

 

В соответствии с разделом VI Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 г. № 19 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08» профилактические прививки против клещевого вирусного энцефалита (далее - КВЭ) проводятся гражданам для предупреждения заболевания КВЭ. Профилактические прививки против КВЭ населению проводятся государственными, муниципальными и частными организациями здравоохранения, имеющими лицензию на медицинские виды деятельности.

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действия врача следует квалифицировать как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Согласно ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Социальная защита, 1995 г., № 11, с. 10.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 17, ст. 291.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., № 17(1831).
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 от 04.11.1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 20, ст. 2143.
  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 г. № 19 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, № 19.
  8. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1991 г., № 52, ст. 1865.
  9. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: «Волтерс Клувер», 2008.
  10. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
  11. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - «Проспект», 2011.

 

 


Информация о работе Понятие правового государства