Понятие правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

Оглавление

Введение
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства
2.1. Понятие правового государства
2.2. Признаки правового государства
а) разделение властей
б) верховенство закона
в) реальность прав и свобод гражданина
г) защита прав и свобод человека
д) верховенство конституции
е) взаимная ответственность государства и личности
ж) признание человека высшей ценностью государства
2.3. Пути формирования и основы правового государства
3. Соотношение государства и гражданского общества
4. Правовое государство в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Министерство образования

Российской Федерации

Архангельский Государственный Технический  Университет

Институт права

Кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я  Р А Б О Т  А

 

по дисциплине

теория государства  и права 

на тему

«Понятие правового государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:         

студентка I-го курса 4-ой группы

Фомичева Юлия Михайловна

 

Проверила:

Ватлина  Мария Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2003

Содержание:

Введение

3 стр.

1.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве

5 стр.

2.

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

 
 

2.1. Понятие правового  государства

8 стр.

 

2.2. Признаки правового  государства

8 стр.

 

а) разделение властей

9 стр.

 

б) верховенство закона

12 стр.

 

в) реальность прав и свобод гражданина

14 стр.

 

г) защита прав и свобод человека

15 стр.

 

д) верховенство конституции

15 стр.

 

е) взаимная ответственность  государства и личности

16 стр.

 

ж) признание человека высшей ценностью государства

17 стр.

 

2.3. Пути формирования  и основы правового государства

18 стр.

3.

Соотношение государства  и гражданского общества

20 стр.

4.

Правовое государство  в современной России

24 стр.

Заключение

28 стр.

Список использованной литературы

29 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вопросы, связанные с  правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного  исторического времени, правовое государство  не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

 Следует также отметить что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства  имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу правящих индивидов.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века – в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.

Представление о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.1

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

 

_________________________________________________________________________

1* Правовое  государство, личность, законность: Правовое государство: история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5

2* Политология:  Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.319

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма  идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад  в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.

Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и  практику государственно-правового  строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого, на достижения предшествующей  социальной, политической и правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.1

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство: история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр. 7

2. Понятие, признаки и пути формирования  правового государства.

2.1 . Понятие правового государства.

  Демократическое  реформирование общества идет  по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.3

Правовое государство  — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.4

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.5

Правовое государство  по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного  индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.6

Правовое государство  – объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации  общества и управления им.3

Ценностный смысл идеи правового  государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

2.2. Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются

  • Разделение властей;

_________________________________________________________________________

2* Политология:  Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 148.

6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.

 

 

 Верховенство закона;

  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
  • Социальная и юридическая защищенность личности; 
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права; 
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

Информация о работе Понятие правового государства