Конституционное развития Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;

Оглавление

Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Конституционная характеристика Российского государства.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

Безусловно, нельзя отрицать унитарную составляющую федерализма в России. Унитарное  и федеративное начала присущи любому федеративному государству, а унитарный  компонент российского федерализма  можно проследить даже в статьях  Конституции.

Словосочетание  «государственная целостность», несмотря на то, что широко используется в  различных сферах, не является сегодня  четко определенной устоявшейся  категорией, находящей свое выражение  в какой-либо единой дефиниции.

Действительно, в современной научной литературе государственной целостности федеративного  государства уделяется слишком  мало внимания. Между тем вполне обоснованно именно он упомянут как  первый принцип федеративного устройства Российской Федерации.

Поэтому для федеративного устройства России главенствующее значение имеют положения  Конституции, касающиеся ее государственной  целостности. Российская Федерация  – исторически сложившееся федеративное целостное суверенное государство. Власть органов Российской Федерации  распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации.

В России имеется: единое гражданство Российской Федерации; единая правовая система  и как составная часть законодательная  система, подразумевающая верховенство Конституции РФ; федеральная собственность, обеспечивающая осуществление государственного суверенитета; единое экономическое пространство, не допускающее установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансов; единая денежная и кредитная система; единая валюта; государственный язык; Вооруженные Силы, судебная и правоохранительная системы; государственные символы — флаг, герб и гимн; столица; международная правосубъектность; (ст. 1, 6, 8, 11, 15, 65, 67, 70, 71, 73, 75, 77 и др.).

Принципы  федерализма имеют объективную  взаимосвязь, и каждый из них не существует изолированно, они представляют собой  целостную систему.

В Конституции  Российской Федерации достаточно четко  обозначены вопросы государственной  власти и прав человека, однако современное  конституционно-правовое регулирование  основ российского федерализма  страдает определенным недостатком. В  Конституции РФ отсутствует комплексное  регулирование основ экономической, социальной, политической системы и  духовной жизни общества как составных  элементов государственной целостности.

В соответствии с этим полагаем, что необходимо юридически укреплять целостность  России. «В федеративных отношениях всегда имеют место две тенденции  – центростремительная и центробежная. Федеративное государство будет  устойчивым, если имеется механизм, который уравновешивает эти тенденции». Основой обеспечения целостности  государства должно стать конституционное  законодательство. Представляется, что  устранить пробелы комплексного регулирования элементов государственной  целостности позволит выработка  четкого конституционно-правового  механизма ее обеспечения.

 

 

 

 

3.2. Экономические и политические основы конституционного строя

 

Основы  конституционного строя России включают такие принципы устройства государства  и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ32;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Политические  основы - когда государство закрепляет государственный суверенитет и  суверенитет народа и нации в  законодательных актах, в том  числе в основном законе государства - Конституции33.

Организация политической жизни российского  общества и политические права граждан  РФ отражены в основном в Главе I Конституции РФ - «Основы конституционного строя».

Конституцией Россия признаётся государством с республиканской формой правления Г. 1 Ст. 1 (1) Конституции РФ 1993 г.. Её главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок.

Федерация -- это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство  представ-ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу-дарства.

Федеративное  устройство РФ основано на её государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ, равноправии и самоопределении  народов в РФ Г. 1 Ст.5 (3) Конституции  РФ 1993 г.. Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше-ниях с  федеральными органами государственной  власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми  правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти, что в составе Федерации  не может быть субъектов, имеющих  в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими  составляющими её субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся  в составе Российской Федерации, равноправны Г. 1 Ст.5 (4) Конституции  РФ 1993 г..

В соответствии с Конституцией Российская Федерация  явля-ется правовым государством. Г. 1 Ст.1 (1) Конституции РФ 1993 г.

Сущность  понятия правового государства - его последовательный демо-кратизм, утверждение суверенитета народа как  источника власти, под-чинение государства  обществу. Правовым является такое  государство, которое признаёт в  качестве своих непременных особенностей и инсти-тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла-стью и возмещение ущерба, нанесённого им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства пра-вом, гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государ-ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.122.

Экономические основы правового государства, каковым  является РФ, - определённые отношения, базирующиеся на развитии разнообразных  форм собственности, на свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом.

Экономические основы российского государства  заключены в соответствующих  положениях первой и второй глав КРФ.

В соответствии с Основным законом РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности Г. 1, Ст. 8 (1) Конституции РФ 1993 г. . Каждый имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической  деятельности Г. 2, Ст. 34 (1) Конституции  РФ 1993 г.. В Конституции указано, что  не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию Г. 2, Ст. 34 (2) Конституции РФ 1993 г.. В РФ также действует Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», от 22.03.1991 г., который  определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции на товарных рынках РФ.

Конституция РФ исходит из того, что экономической  системе России присущи различные  формы собственности. Установлено, что земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности Г. 1, Ст. 9(2) Конституции РФ 1993 г.. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова-ние и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуще-ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона. Г. 2, Ст. 36 (1, 2, 3) Конституции РФ 1993 г. Кроме того, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами Г. 2, Ст. 35 (2) Конституции РФ 1993 г.. Отношения, построенные на праве собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, городов феде-рального значения, автономной области и автономных округов, издан-ными в пределах их полномочий.

В РФ признаются и защищаются равным образом частная  Г. 2, Ст. 35 (1) Конституции РФ 1993 г. (под  охраной закона находится и интеллектуальная собственность Г. 2, Ст. 44 (1) Конституции  РФ 1993 г.), государственная и иные формы собственности Г. 1, Ст. 8 (2) Конституции  РФ 1993 г.. Земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории Г. 1, Ст. 9 (1) Конституции  РФ 1993 г.. Кроме того, в Конституции  прописано, что никто не может  быть лишён своего имущества иначе  как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии  предварительного и равноценного возмещения Г. 2, Ст. 35 (3) Конституции РФ 1993 г..

Помимо  экономических прав граждане РФ имеют  и экономические обязанности, а  именно - каждый обязан платить установленные  налоги и сборы Г. 2, Ст. 57 Конституции  РФ 1993 г..

Рассматривая  человека, его права и свободы  в качестве высшей ценности, Конституция  тем самым определяет порядок  взаимоотношений государства и  личности. «Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса  человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует  о возможности формирования правового  государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем  суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный  народ. Сущность принципа народовластия  заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума  и свободных выборов, а также  через избираемые представительные органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации  составляет основу государственности  нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она  является целостным государством, а  Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый  принцип, составляют наряду со следующим  принципом основу для положений  гл. 3 «Федеративное устройство»  Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов  РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов  РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь  между личностью и государством, характеризующаяся установлением  взаимных прав, обязанностей и ответственности  между ними, основанная на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового  статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его  граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает  единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые  установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение  его права изменить российское гражданство  на гражданство иного государства.

Рыночные  отношения могут развиваться  лишь в условиях экономической свободы  и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают  гарантию единообразного гражданско-правового  регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе  экономической деятельности. Государство  признает и защищает равным образом  частную, государственную, муниципальную  и иные формы собственности, в  том числе на землю. При этом земля  и другие природные ресурсы рассматриваются  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории.

Разделение  властей характеризует Россию как  вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Информация о работе Конституционное развития Российского государства