Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;
Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Безусловно,
нельзя отрицать унитарную составляющую
федерализма в России. Унитарное
и федеративное начала присущи любому
федеративному государству, а унитарный
компонент российского
Словосочетание «государственная целостность», несмотря на то, что широко используется в различных сферах, не является сегодня четко определенной устоявшейся категорией, находящей свое выражение в какой-либо единой дефиниции.
Действительно,
в современной научной
Поэтому
для федеративного устройства России
главенствующее значение имеют положения
Конституции, касающиеся ее государственной
целостности. Российская Федерация
– исторически сложившееся
В России
имеется: единое гражданство Российской
Федерации; единая правовая система
и как составная часть
Принципы федерализма имеют объективную взаимосвязь, и каждый из них не существует изолированно, они представляют собой целостную систему.
В Конституции
Российской Федерации достаточно четко
обозначены вопросы государственной
власти и прав человека, однако современное
конституционно-правовое регулирование
основ российского федерализма
страдает определенным недостатком. В
Конституции РФ отсутствует комплексное
регулирование основ
В соответствии
с этим полагаем, что необходимо
юридически укреплять целостность
России. «В федеративных отношениях всегда
имеют место две тенденции
– центростремительная и
Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:
Политические основы - когда государство закрепляет государственный суверенитет и суверенитет народа и нации в законодательных актах, в том числе в основном законе государства - Конституции33.
Организация политической жизни российского общества и политические права граждан РФ отражены в основном в Главе I Конституции РФ - «Основы конституционного строя».
Конституцией Россия признаётся государством с республиканской формой правления Г. 1 Ст. 1 (1) Конституции РФ 1993 г.. Её главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок.
Федерация -- это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ-ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу-дарства.
Федеративное
устройство РФ основано на её государственной
целостности, единстве системы государственной
власти, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов
РФ, равноправии и самоопределении
народов в РФ Г. 1 Ст.5 (3) Конституции
РФ 1993 г.. Равноправие субъектов
В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля-ется правовым государством. Г. 1 Ст.1 (1) Конституции РФ 1993 г.
Сущность понятия правового государства - его последовательный демо-кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под-чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных особенностей и инсти-тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла-стью и возмещение ущерба, нанесённого им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства пра-вом, гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государ-ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.122.
Экономические основы правового государства, каковым является РФ, - определённые отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, на свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом.
Экономические основы российского государства заключены в соответствующих положениях первой и второй глав КРФ.
В соответствии
с Основным законом РФ, в Российской
Федерации гарантируются
Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности. Установлено, что земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности Г. 1, Ст. 9(2) Конституции РФ 1993 г.. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова-ние и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуще-ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона. Г. 2, Ст. 36 (1, 2, 3) Конституции РФ 1993 г. Кроме того, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами Г. 2, Ст. 35 (2) Конституции РФ 1993 г.. Отношения, построенные на праве собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, городов феде-рального значения, автономной области и автономных округов, издан-ными в пределах их полномочий.
В РФ признаются и защищаются равным образом частная Г. 2, Ст. 35 (1) Конституции РФ 1993 г. (под охраной закона находится и интеллектуальная собственность Г. 2, Ст. 44 (1) Конституции РФ 1993 г.), государственная и иные формы собственности Г. 1, Ст. 8 (2) Конституции РФ 1993 г.. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Г. 1, Ст. 9 (1) Конституции РФ 1993 г.. Кроме того, в Конституции прописано, что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения Г. 2, Ст. 35 (3) Конституции РФ 1993 г..
Помимо экономических прав граждане РФ имеют и экономические обязанности, а именно - каждый обязан платить установленные налоги и сборы Г. 2, Ст. 57 Конституции РФ 1993 г..
Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.
Полнота
суверенитета Российской Федерации
составляет основу государственности
нашей страны. Содержание этого принципа
— характеристики российской государственности:
верховенство государственной власти,
се единство, независимость в отношениях
с другими государствами. Несмотря
на федеративное устройство России, она
является целостным государством, а
Конституция и федеральные
Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.
Гражданство
- это особая политико-правовая связь
между личностью и
Рыночные
отношения могут развиваться
лишь в условиях экономической свободы
и равенства всех форм собственности.
Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают
гарантию единообразного гражданско-правового
регулирования на всей территории РФ.
Это выражается в единстве экономического
пространства, свободном перемещении
товаров, услуг и финансовых средств,
поддержке конкуренции, свободе
экономической деятельности. Государство
признает и защищает равным образом
частную, государственную, муниципальную
и иные формы собственности, в
том числе на землю. При этом земля
и другие природные ресурсы
Разделение
властей характеризует Россию как
вступившую в период формирования демократического
правового государства. Целью разделения
власти на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную — является
избежание произвола в
Информация о работе Конституционное развития Российского государства