Конституционное развития Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;

Оглавление

Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Конституционная характеристика Российского государства.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

В России основными конституционными идеями исследуемого периода являлись: ограничение  самодержавия и введение представительного  правления, определение источника  суверенитета власти, провозглашение политических и гражданских прав и свобод подданных, утверждение  верховенства права и законности.

 

 

 

 

 

 

1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период

 

Развитие  конституционного строя в России было прервано в октябре 1917 года. В  короткое время большевики уничтожили все атрибуты конституционного государства. Самое несообразное, - отмечает С.С. Алексеев, - что произошло с идеей  конституции в России - это ее перехват большевиками-ленинцами и  использование в политико-правовой жизни в целях, в корне противоположных  тем, во имя которых сложился и  утвердился этот высокозначимый институт демократии и права

С наших  современных позиций понимания  конституционализма, советский конституционализм  можно воспринимать как синоним  термина «конституционное право» Таким  образом, рассматривая вопросы становления  и развития советского конституционализма, мы прежде всего, имеем в виду процесс  формирования советского конституционного (государственного) права, его институтов, тех или иных, которые в определенной степени соответствовали или  не соответствовали понятию российского  конституционализма в досоветский  и постсоветский периоды Хотя ряд ученых, проведя тщательный анализ теоретических основ советских  конституций, утверждали, что советский  конституционализм является «новым, высшим типом конституционализма»

Правовую  основу и содержание Конституции  РСФСР 1918 года составили конституционные  акты Советской власти: «О полноте  власти Советов», «О земле», «О мире»  и другие.

В Конституции 1918 года нашли свое отражение основные принципы «советской демократии», высшим проявлением которой выступала  диктатура пролетариата. Этот принцип  нашел свое отражение в статье 7 Конституции, в соответствии с которой  «Власть должна принадлежать целиком  и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Далее в статье 10 говорится, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество для всех трудящихся. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны».

Но не только избирательная система являлась гарантией устранения эксплуататоров от власти. В статье 3 говорилось, что  «В интересах обеспечения всей полноты  власти за трудящимися массами и  устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется  вооружение трудящихся и полное разоружение  имущих классов».

Как видно, Конституция 1918 года содержала не только законодательные гарантии демократии для трудящегося большинства  общества, но и значительные организационные (меры по национализации земли, лесов, недр, вод, поместий, сельскохозяйственных предприятий, банков и т.д.), причем в  выборе способов и средств обеспечения  этих положений она «не смущалась».

Первая  советская конституция отвергла важнейший принцип российского  конституционализма - принцип разделения властей. «Это ставит под сомнение возможность  использовать термин конституционализм  к советскому социалистическому  государству» Так, законодательная  власть осуществлялась целым рядом  органов. Всероссийский съезд Советов  был высшей властью в РСФСР, его  ведению подлежали все вопросы  общегосударственного значения, характерные  как для законодательной власти, так и для исполнительной (статья 49). Особое значение имела статья 50, которая устанавливала, что ведению  Съезда подлежат вообще все вопросы, которые съезд признает подлежащими  своему разрешению.

В период между съездами высшей властью являлся  Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статья 31 Конституции 1918 года называет его законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Еще одним  высшим органом власти являлся Совет  Народных Комиссаров, который осуществлял  не только общее управление делами, но и некоторые законодательные  функции. Причем на практике Совнарком  издавал больше законодательных  актов, чем другие высшие органы власти, что было обусловлено большей оперативностью данного органа.

Таким образом, конституция закрепляла принцип  множественности законодательных  органов, что в свою очередь нарушало один из важнейших принципов конституционализма - принцип разделения властей.

На конституционном  уровне были декларированы: свобода  совести, свобода выражения мнений, свобода собраний и союзов. Причем они не просто провозглашались, но и  гарантировались государством, по крайней  мере, о материальном обеспечении  этих свобод было записано в Конституции. Так, например, статья 14 в целях обеспечения  за трудящимися действительной свободы  выражения мнений провозглашала  уничтожение зависимости печати от капитала и предоставляла в  руки рабочего класса все технические  и материальные средства к изданию  газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивала их свободное распространение по всей стране. Предоставление в распоряжение трудящихся всякого рода помещений  обеспечивало свободу собраний. Зато такие общечеловеческие ценности, как  неприкосновенность личности и жилища вообще не нашли себе места в Основном законе.

Конституция не провозглашала право на образование, а лишь ставила задачу «предоставить  рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» (статья 17). Норма эта  излажена как цель, а не как императив, потому что в данный исторический момент в обществе не было создано  условий, обеспечивающих их социальную исполнимость11.

Была  создана единая система Советов  с подчинением нижестоящих советов  вышестоящим. Органы местного самоуправления были ликвидированы, на их место ставились  советы рабочих и крестьянских депутатов, которые к органам местного самоуправления не могут быть отнесены уже по одному тому обстоятельству, что они строились  по классовому признаку, в то время  как непременным условием местного самоуправления является всесословное начало.

С точки  зрения конституционной теории, - отмечает P.M. Дзидзоев, - акт 10 июля 1918 года явно не соответствовал формальным признакам  конституции как политико-юридического документа. Он не содержал полного и  безусловного признания прав и свобод человека и гражданина и не удовлетворял требованиям юридического равенства, поскольку лишал граждан избирательных  прав по классовому признаку. Конституция  и неравенство несовместимы И  действительно, выборы были всеобщими  только для трудящихся (рабочие, трудящиеся крестьяне, военнослужащие и граждане, ранее трудившиеся, но потерявшие трудоспособность), статья 65 лишала избирательных прав нетрудовые элементы.

Принципы  и характер российского конституционализма резко отличались от «советского  конституционализма» и это, особенно наглядно проявилось в период складывания  административно-командной системы.

В Конституции  СССР 1936 года общественному устройству специально посвящалась первая глава. Этим подчеркивался основополагающий характер закрепленных в ней отношений, наиболее тесно связанных с политической и экономической основами жизни  общества. Конституция подчеркивала социалистический характер Советского государства, а по форме правления  она признавалась республикой Советов, хотя Советы никакой властью не обладали, а государственная власть по существу принадлежала коммунистической партии в лице ее руководителя - генерального секретаря, обладавшего неограниченными  юридическими возможностями. Для сравнения  можно привести такой факт. После 1905 года император мог принимать  законы только совместно с Государственной  Думой и Государственным Советом, а в советском государстве  ни одна законодательная мера не могла  последовать без одобрения ее руководителем партии.

В ней  говорилось о победе социализма, экономической  основой которого являлась социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность в форме государственной  и колхозно-кооперативной. Право  личной собственности также допускалось  Конституцией, но при соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой и в основе ее должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда. Статья 10 Конституции содержала исчерпывающий перечень объектов личной собственности (трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления), причем в ней говорилось о правовой охране личной собственности и о праве наследования. Но если одним из источников формирования социалистической собственности оставалось обобществление, экспроприация, то, естественно, что ни о каких гарантиях права частной собственности и права наследования не могло быть и речи.

Конституция 1936 года гарантировала все зафиксированные  в ней права и свободы. Статьи, провозглашавшие то или иное право, сопровождались ссылками на материальные и организационные гарантии, обеспечивающие реализацию этого права. Право на отдых, - гласила статья 119, - обеспечивается установлением семичасового рабочего дня; установлением ежегодных оплачиваемых отпусков; предоставлением трудящимся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. В соответствии со статьей 125 свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций обеспечивается предоставлением типографий, запасов  бумаги, общественных зданий, улиц, средств  связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления. Несмотря на то, что многие конституционные  нормы и принципы были «обставлены» значительными законодательными, материальными  и организационными гарантиями от этого  они не стали реальными, социально  исполнимыми12.

Установление  всех этих демократических принципов  совпало во времени с чудовищными  репрессиями, что приводило к  нарушению одного из основных личных прав - неприкосновенности личности. Хотя в статье 127 Конституции говорилось, что никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению  суда или с санкции прокурора. Статья 126 Конституции предоставляла право гражданам СССР объединяться в многочисленные общественные организации (профсоюзы, комсомол, кооперативные объединения, спортивные, культурные и иные добровольные общества), но при этом подчеркивалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию», которая провозглашалась и юридически закреплялась как руководящее ядро всех организаций трудящихся. Партийный аппарат фактически «подмял» под себя весь государственный, а также аппарат профсоюзов, комсомола и других общественных организаций. Кроме того, в Уголовный кодекс РСФСР были внесены изменения, которые под видом борьбы с «контрреволюционной агитацией и пропагандой» и «преступными сообществами» фактически ликвидировали свободу слова, печати, митингов, собраний, демонстраций. Всеобщая паспортизация населения с изъятием из нее жителей села, исключила для крестьян возможность менять место жительства. И о подобных фактах можно говорить бесконечно долго.

Конституция СССР 1936 года практически осталась на бумаге. Она была надежной ширмой для режима личной власти, где ни один из провозглашенных демократических  принципов, прав и свобод не соблюдались, законности была противопоставлена  вседозволенность партийно-государственного аппарата. Причину подобного положения  вещей следует видеть в том, что  провозглашенные принципы построения общества и государства, перечень прав и свобод советских граждан не могли быть реализованы в условиях административно-командной системы.

Вместе  с тем, необходимо отметить, что Конституция 1936 года имела и достоинства. Прежде чем она была принята на Всесоюзном съезде Советов, она прошла долгий путь всенародного обсуждения. Во всенародном  обсуждении проекта Конституции  приняло участие 55% взрослого населения  страны. В общей сложности поступило  около 2 миллионов различных дополнений и поправок . Если провести параллель  с современным конституционным  законодательством, то нетрудно заметить, что Федеральный конституционный закон «О референдуме» вообще не предусматривает процедуру опубликования текста для предварительного обсуждения. Опубликование проекта Конституции 1936 года и его всенародное обсуждение имели широкое международное значение. Дипломаты иностранных государств не могли не признать, что проект данной Конституции создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа, что он дает возможность наглядно показать всем отставание в данном вопросе западных демократий

Следует отметить, что Конституция 1936 года предусматривала  определенные элементы разделения властей. В ней было записано, что законодательная  власть принадлежит Верховному Совету СССР (статья 32). Исполнительная власть - Совету министров, как высшему исполнительному  и распорядительному органу государственной  власти (статья 64), судебная - судам, которые  независимы и подчиняются только закону (статьи 102, 112).

Следующей вехой в развитии советского конституционализма стала Конституция 1977 года. В качестве основополагающей идеи она констатировала построение «развитого социалистического  общества» и создание общенародного  государства. Ее первая глава была посвящена  основам общественного строя  и политики СССР13.

Однако  не только народ осуществлял принадлежащую  ему государственную власть через  Советы, в управлении государственными и общественными делами принимали  участие также общественные организации  и трудовые коллективы (ст. ст. 7-8). Полновластие советского народа становилось фикцией  и перечеркивалось статьей 6, закрепляющей руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, являющуюся ядром политической системы, государственных  и общественных организаций.

Информация о работе Конституционное развития Российского государства