Конституционное развития Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;

Оглавление

Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Конституционная характеристика Российского государства.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

2. создание  в России государства, взаимодействующего  с обществом на основе принципов  конституционализма, что может быть  обеспечено лишь массовым конституционным  движением, в которое будут  вовлечены представители подавляющего  большинства элит. Решение этой  задачи высвободит огромные энергетические ресурсы для экономического и социального строительства. Предоставив реальные гарантии капиталу, новое российское государство сможет решить проблему реинвестирования российских денег (движущихся сегодня только в одном направлении - на Запад), что станет основой быстрого роста новой российской цивилизации;

3. конституционный  шанс в целом для России  сохранится, однако она вынуждена  будет «пропустить ход». На какой-то  период в стране утвердится  жесткий авторитарный режим, который  поднимет знамя национализма. Этот  режим приостановит движение  России «в никуда», но задачи  позитивного строительства он  в силу своей бесперспективности  решить не сможет. Конституционное  движение в стране возродится  лишь через некоторое время,  и оно будет направлено именно  против этого авторитарного режима. Рано или поздно, как и любой  авторитаризм, он погибнет от  коррозии, и тогда в России  восторжествует конституционный  порядок. 

Более содержательным и эффективным, по нашему мнению, представляется понимание конституции как основной составляющей конституционной системы, предполагающей, помимо самой конституции, ее текста, особый порядок ее принятия и действенные механизмы реализации заложенных в конституции суверенитета народа, прав и свобод человека и  гражданина. И речь здесь идет уже  не об изменениях, а о действительном принятии Российской Конституции. Поэтому  наше внимание должно быть приковано  к организации конституционного волеизъявления, а не к внесениям  в конституционный текст поправок о перераспределении полномочий между ветвями власти, системы  взаимного контроля и т.п.

Иными словами, механизм принятия конституции в  России должен позволять произвести согласование позиций различных  элит, которое не может быть осуществлено сегодня через властные институты. Следовательно, такое согласование должно иметь горизонтальный и вертикальный уровни. Причем надо понимать, что действенность  конституции напрямую зависит от степени ее признания в регионах. Подобная легитимизация должна быть общественной и иметь, мы полагаем, двухступенчатый характер. Для этого можно сформировать Конституционные комитеты на местах и Конституционное собрание в центре, члены которых будут избираться прямым голосованием. Функции этих структур различны: Собрание принимает проект конституции и предлагает его для рассмотрения Комитетам, которые, одобряя (или не одобряя) его, вводят (или не вводят) конституцию в действие. Стержнем такой национальной конституции должен стать суверенитет Федерации и ее субъектов, который во многом зависит и основывается на признании и соблюдении прав человека и гражданина. Появление в России реального конституционализма - это глобальная революция, которая должна затронуть все слои общества и потрясти до основания политическую власть.

В современной России нет еще таких партий или движений, которые были бы готовы взять на себя ответственность за революцию подобного масштаба. Поэтому радикальный сценарий - построение в ближайшем будущем нового государства на основе сильного конституционализма - в свете происходящих сегодня политических процессов представляется менее реальным, если не невозможным.

России  придется выбирать между бюрократической  стабилизацией и националистическим авторитаризмом, хотя возможна и смешанная  форма, органично включающая в себя сплоченную бюрократию и жесткий  авторитаризм.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Формирование и реформирование  конституционного строя Российской  Федерации

http://www.mmalikov.ru/spkprf/Razdel_2_2.html

2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ

 

Конституционный строй - это способ и форма организации  государства, которые закреплены в  Конституции18.

Основы  Конституционного строя  - важнейшие  принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

Наука конституционного права — это не совокупность норм, а история и теория конституционного права. Объектом науки конституционного права являются:

  • закономерности развития конституционного права;
  • совершенствование конституционных норм:
  • виды конституционно-правовых отношений.

Существует  два подхода к определению  понятия конституционного права.

Представители первого, радикального, направления  рассматривают конституционное  право с позиций классовой  борьбы и диктатуры определенного  класса (пролетариата), что отмечалось в пп. 1.1, 1.3, 1.5, 1.8 разд. I.

Представители второго, либерального, направления  выступают за правовое и социальное государство, разделение властей, развитие местного самоуправления, ответственность  всех должностных лиц и органов  перед народом, мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и  консенсуса (соглашения).

Сущность  науки конституционного права определяется конституционно-правовыми институтами  и практикой реализации конституционных  форм.

Признаки  науки конституционного права :

Во-первых, наука конституционного права исследует  понятийный аппарат, учение о Конституции  России в ее историческом развитии; определяет сущность, структуру, принципы и юридические свойства действующей  Конституции РФ; применяет системный  анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя Российского государства; анализирует проблемы конституционного регулирования взаимоотношений  личности и государства, проблемы закрепления  и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализирует формы  правления и национально-государственного устройства Российской Федерации.

Во-вторых, наука конституционного права России изучает процесс исторического  становления и развития институтов конституционного права на основе принципов  и норм международного права19.

В-третьих, современный этап развития науки  конституционного права России характеризуется:

    • анализом и комментированием Конституции РФ;
    • признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона;
    • обновлением методологической базы науки конституционного права путем отказа от догматических и демагогических постулатов прошлого (плюрализм в методологии).

Предметом науки конституционного права являются две основные сферы общественных отношений:

    • отношения между человеком и государством (права и свободы человека);
    • властеотношения (организация государства и государственной власти).

Они определяются на основе:

    • сущности, систем построения отрасли российского конституционного права, ее источников;
    • фактических отношений, регулируемых нормами конституционного права России;
    • практики реализации норм российского конституционного права;
    • истории самой науки конституционного права России, ее идей, концепций, прогнозов;
    • федеративного устройства, избирательного права и избирательной системы, форм деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При этом следует учесть и то, что наука  конституционного права в качестве исходных определяет социальные цели общественного развития и их влияние  на цели правового (конституционного) регулирования, хотя материальные цели (экономические, политические, идеологические) лежат вне сферы права. Их взаимосвязь  объясняется тем, что материальные условия жизни общества ставят законодателя перед необходимостью издания ряда норм, целевое назначение которых  предопределено заранее (объективно).

 Правда, в определенных исторических  условиях объективные и субъективные  факторы способствуют (или препятствуют) выбору наилучших средств для  достижения целей. Тем не менее  законодатель может поставить  перед правом и такие цели, которые не соответствуют уровню  общественного развития, о чем  свидетельствуют измененные и  отмененные акты.

Основы  науки конституционного права 

Институт  единства народовластия. Он включает:

    • единство государственной власти;
    • единство воли законодателя и воли народа;
    • непосредственное осуществление народом государственной власти;
    • верховенство государственной власти;
    • легитимность государственной власти.

Под осуществлением принадлежащей народу государственной  власти понимается:

    • непосредственное выражение народом его государственной воли и придание ей общеобязательного характера;
    • создание (например, посредством выборов) органов государственной власти, выражающих волю народа и придающих ей общеобязательный характер;
    • принятие (например, через участие депутатов) органами государственной власти актов (например, по результатам наказов избирателей), выражающих волю народа;
    • образование органами государственной власти органов, исполняющих эти акты, руководство их деятельностью и контроль за ней;
    • принятие органами государственной власти мер, обеспечивающих исполнение изданных ими актов.

Верховенство  государственной власти проявляется:

    • в общеобязательности (она распространяется на все население);
    • прерогативности (государственная власть вправе отменить, признать недопустимым любое проявление всякой другой общественной власти);
    • публичности осуществления государственной власти путем разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Легитимность  власти определяется как принцип  функционирования и деятельности демократической  власти. Под легитимностью понимается способность власти создавать и  поддерживать у населения убеждение  в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые  ее граждане должны выполнять. Принцип  легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Это позволяет  «рассматривать легитимность как специфическое  состояние политической системы, где  существующий порядок распределения (наделения) властью обеспечивает возможность  направлять действия политических субъектов  с минимальным использованием принуждения и насилия.

Признаки  падения легитимности власти:

    • рост степени принуждения;
    • ограничение прав и свобод;
    • запрещение политических партий и независимой прессы;
    • рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;
    • низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак — наиболее существенный показатель делегитимации власти. Как  показывает практика, экономический  рост заметно повышает уровень легитимности режима, поскольку снижает конфликтность  общества из-за перепадов в уровне жизни различных групп населения20.

Основы  конституционного строя в РФ - это  важнейшие принципы организации  и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

В словаре русского языка  С.И. Ожегова понятие «основа» имеет  несколько значений:

1.    Внутренняя опорная часть предметов, остов;

2.    Источник, главное на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь;

3.    Исходные, главные положения чего-нибудь 21.

В юридической справочной литературе под основами конституционного строя понимается находящаяся под  защитой государства система  принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем  конституционного строя22, который представляет собой систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно - правовыми актами государства.

Рассматриваемое понятие  определяет характер отношений власти, формы правления и политического  режима, стороны правовой регламентации  общественных отношений, порядок функционирования основных систем общества (политической, экономической, социальной), одновременно представляя собой базовые концепции  их жизнедеятельности.

Предписания, входящие в  основы конституционного строя образуют своего рода нормативную «платформу»  этого строя, а основные положения  Конституции, являются первичной нормативной  базой как для остальных положений  Конституции, так и для всей системы  действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Основы конституционного строя основополагающая система принципов, закрепленных в Конституции, регламентирующих и охраняющих наиболее значимые общественные отношения и являющиеся источником для всей системы законодательства, действующей в государстве.

Информация о работе Конституционное развития Российского государства