Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;
Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Один
из важнейших принципов
Справедливую, на наш взгляд, оценку Конституции СССР 1977 года дает Б.Н. Топорнин: «Надо признать, что она не стала, да и в силу конкретных уеловий не могла стать гарантом и стимулом демократии, гуманизма, законности. Административно-командная система сразу же начала использовать новую Конституцию как правовую завесу своего безраздельного властвования. Фактически все нити управления страной сходились в этой системе, а конституционные нормы о полновластии Советов, подконтрольности исполнительного аппарата, независимости суда и объективном прокурорском надзоре превращались в фикцию».
Конституция представляет собой правовой акт в той или иной мере соответствующий социальной действительности данного общества и государства, его основным назначением является стабилизация общественных отношений и ограничение государственной власти. Правовой акт, не соответствующий реальной структуре власти, не ограничивающий государственную власть во имя сохранения гражданских прав и свобод, а тем более санкционирующий от имени государства их подавление, не зависимо от наименования и места в иерархии законов не может быть признан конституционным14.
Так, все
советские Конституции
Таким образом,
как показывает советский опыт, наличие
самой конституции далеко не во всем
предопределяет реальное существование
конституционализма. Однако нельзя недооценивать
сам факт наличия конституции. Ее
принятие, даже при очевидной фиктивности
становится показателем государственного
прогресса. Наличие в советском
обществе писанной конституции несколько
смягчало авторитарный режим, придавало
ему некоторую юридическую
Те принципы конституционного строя, которые нашли свое отражение в дореволюционном законодательстве и были в той или иной мере реализованы в социальной действительности (разделение властей, народный суверенитет и народное представительство, гражданские и политические свободы), также были представлены в нормах государственного права советского периода, но по существу остались фикцией.
С институциональной точки зрения, современная организация российской власти унаследовала традицию моносубъектности, т.е. сосредоточения властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов. Это, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что политической системы в России на протяжении столетий не существовало вообще. Что касается доминирующей в стране политико-культурной традиции, то властные отношения трактуются ею, исходя из того, кому принадлежит власть, при этом не уделяется должного внимания принципам ее устройства и распределению полномочий между различными ее институтами. Устройство власти в данном случае выступает производным от монопольного обладания ею.
«События
последнего десятилетия интересны
прежде всего тем, что они привнесли
принципиально новый опыт, который
одновременно и соответствует
Утвердившийся
в постсоветской России внесистемный
режим не в состоянии обеспечить
ни стабильное функционирование государственной
власти, ни целенаправленное и эффективное
решение задач модернизации общества
и конституционализма. Эта неспособность
обусловлена институционально: устройство
власти, воспроизводящее
Реформирование политической системы за счет утверждения конституционализма предполагает согласие внутри общества относительно его необходимости и направленности. Такого согласия в сегодняшней России нет. «При этом изъяны сложившейся в России властной модели, ставшие в последнее время очевидными, вызывают у одних желание трансформировать саму модель, а у других - изменить баланс сил в Государственной думе. Оба варианта предполагают, что правительство должно стать политически самостоятельным и опираться на парламентское большинство, хотя во втором случае идея реформирования и внесения соответствующих поправок в конституцию может и не актуализироваться».
В проблеме российской модели власти довольно сложно разобраться, так как суждения о ее «суперпрезидентском» характере весьма затруднительно соотнести с традиционными для политической науки критериями. Нечеткость границ полномочий ветвей власти и разграничения ответственности между ними обусловили характерные для России политические колебания и зигзаги. Ее конституция представляется пропрезидентской15.
Размышляя
над одним из центральных вопросов
современного состояния России - какой
политический режим как коррелят
определенной модели конституционализма
для России более предпочтителен
- приходится учитывать не только неизбежные
искажения идеальной
Для оценки
устойчивости того или иного политического
режима важен не столько его «идеальный
тип», сколько ряд ключевых факторов,
таких как конституционное
«Ключевая
проблема российской политической действительности
- безответственность власти перед
народом за исполнение функций управления
государством и за результаты принятых
решений. Политическая практика, открывающая
верховной власти возможности и
фактически «толкающая» ее к тому,
чтобы «полномочия сделать
Поэтому
проблема сегодня заключается не
столько в том, чтобы выбрать
правильное направление движения и
осуществить переход от одной
модели правления к другой, сколько
в том, чтобы понять причины и,
по возможности, найти пути преодоления
традиции безответственности власти за
принимаемые решения. Заметим, что
волны внеконституционной дестабилизации,
которые прокатываются в
Для любого серьезного исследователя, анализирующего современное политико-правовое состояние российского государства, очевидна необходимость движения политических акторов к согласию, к пакту и, прежде всего, к формированию конституционализма, т.е. реальному разграничению сфер полномочий властей, к повышению ответственности власти, становлению сильного гражданского общества и т.д.
Политические процессы современной России позволяют говорить о двух основных подходах к формированию российской модели конституционализма. Ныне действующая модель, берущая свое начало в недрах западной политической культуры, а потому являющаяся для России искусственно созданной, не основанной на национальной политической традиции, имеет во многом мнимый, декларативный характер. Поэтому выводом об утилитарном характере конституционализма можно было бы закончить исследование его особенностей16.
О конституционализме
в России как о явлении политической
жизни было бы больше нечего сказать,
если бы оставалась неизменной та культура,
к которой конституционная идея
была привита. Отличительной чертой
российской цивилизации является как
раз то, что сформировавшая эту
цивилизацию культура не просто развивается,
а полностью преображается в
ходе исторической эволюции, меняя
свои собственные основания. Явление,
существующее сегодня как потенция
- есть объективные основания, но отсутствует
субъективная сила, способная сформировать
в нашем государстве
На протяжении нескольких веков существования российской цивилизации из культуры, в которой противоречие между индивидом и обществом имело вторичный, подчиненный характер, она постепенно превращается в культуру, где отношение между индивидом и обществом стало определяющим. И здесь Россия вплотную приблизилась к Западу. Причем в годы коммунистического правления, как это ни парадоксально, был сделан решающий шаг в этом направлении, благодаря чему произошла массовая индивидуализация как в городе, так и в деревне. Но с окончанием коммунистической эпохи закончился и незападный русский путь.
Российская цивилизация выполнила свою историческую миссию и должна уступить место универсальной цивилизации с «русским лицом». Сегодняшнее поколение россиян - это поколение, на котором заканчивается русская особость и с которого может начаться русская универсальность. Вопрос лишь в том, станет ли возможность действительностью, докажет ли русская универсальность свою историческую состоятельность?
Когда цивилизация
умирает, в некогда занятом ею
пространстве продолжают жить люди, историческая
судьба которых может сложиться
по-разному, в зависимости от того,
способен или не способен их внутренний
ресурс (т.е. духовное наследие, оставленного
им цивилизацией) ответить на вызов
истории. Если способен, то они могут
создать новую цивилизацию на
месте старой; если нет, то им рано или
поздно придется быть ассимилированными
другими культурами. Именно перед
таким выбором оказалась Россия
в начале третьего тысячелетия: принять
вызов времени и создать
Главным
условием, без которого оформление
универсальной русской
Судьба России неразрывно связана с возможностью (или невозможностью) возникновения в ней подлинного конституционализма, органично вплетенного в ткань новой российской культуры. И здесь можно наметить три пути:
1. сохранение
прежней модели
Информация о работе Конституционное развития Российского государства