Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;
Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Исследуемое понятие позволяет на базе заключенных в нем исходных принципов определять содержание их последующей регламентации, развивать тот или иной институт или целое направление конституционного законодательства.
Основы российской государственности раскрываются в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.
В отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понятие конституционного строя.
Из приведенных выше
По моему мнению, конституционный
строй можно было бы
Рассмотренные выше понятия основ конституционного строя позволяют выделить две его стороны объективную и субъективную:
во-первых, это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;
во-вторых, это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.
Представленное многообразие
С учетом сказанного хотелось
бы отметить следующее. Во-
Дискуссионность
есть и в понимании основ
О.Г. Румянцев различает две
стороны понятия основ
Основы конституционного строя
предстают в виде
Конституционное право
Основы конституционного строя
взаимосвязаны, не существуют
изолированно друг от друга.
Все они оказывают друг на
друга влияние, представляют
Как хорошо известно, Конституция РФ 1993 г. занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
Именно в первой главе
Конституции РФ 1993 г. содержится много
принципиально новых положений,
характеризующих важнейшие
Можно сделать вывод, что именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).
Исходя из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:
- из экономической
и политической основ
- из принципов взаимоотношений государства и человека;
- из структуры самого
государства, формы
- из принципов
взаимоотношения государства с
общественными и другими
Такого полного и
концентрированного
Как следует из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ РФ … принимаем Конституцию РФ»), а также из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.
Вместе
с тем в Конституции РФ понятие
«народ» используется и в другом
смысле – как исторически сложившаяся
социальная общность, самоидентифицирующая
себя в качестве таковой, объединенная
по национальному, территориальному, бытовому,
языковому и иным признакам (напр.,
коренные малочисленные народы Крайнего
Севера). В этом смысле, в соответствии
с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами
в РФ признаются равноправие и
право на самоопределение (т. е. влияние
на процесс государственного управления).
Надо заметить, что право на самоопределение
– это не суверенитет, носителем
которого является лишь весь многонациональный
народ РФ. Формами национального
самоопределения в РФ, в частности,
являются субъекты РФ, образованные по
национальному признаку, т. е. республики,
автономные округа и автономная область,
а также национально-культурная
автономия, специальные формы
Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.
Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.
На современном этапе к числу признанных стандартов прав личности отнесены следующие:
Информация о работе Конституционное развития Российского государства