Конституционное развития Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;

Оглавление

Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Конституционная характеристика Российского государства.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

Исследуемое понятие позволяет  на базе заключенных в нем исходных принципов определять содержание их последующей регламентации, развивать  тот или иной институт или целое  направление конституционного законодательства.

        Основы российской государственности раскрываются в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

В отечественной  литературе можно найти несколько  точек зрения на понятие конституционного строя.

           Из приведенных выше определений  видно, что конституционный строй  рассматривается через такие  категории как "общественный  и государственный строи, организация  государственной и общественной  жизни", "система определенных  отношений", "порядок", "форма  организации государства", "система норм и принципов" и т.д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистический подход, верховенство права, наличие конституции и т.д. Все это является небесспорным и требует более глубокого и специального изучения.

           По моему мнению, конституционный  строй можно было бы определить  как систему социальных, экономических  и политико-правовых отношений  и институтов, закрепленных и  охраняемых конституционно-правовыми  актами.

Рассмотренные выше понятия  основ конституционного строя позволяют  выделить две его стороны объективную  и субъективную:

во-первых, это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

во-вторых, это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

          Представленное многообразие научных  подходов к пониманию конституционного  строя говорит о дискуссионности  решения данного вопроса в  научных исследованиях. Нет определения  конституционного строя (основ)  и в нормативных правовых актах,  есть лишь упоминания о нем  в качестве объекта защиты  или посягательства на него.    Подобная неопределенность нежелательна  в практической деятельности, и,  прежде всего в правоприменительной,  для государства и общества  в целом, что может привести  к тому, что принимаемые решения  должностных лиц "в целях  защиты конституционного строя"  будут далеко не в интересах  народа и не в соответствии  с законом. Достаточно вспомнить  "знаменитый" Указ Президента  РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О  поэтапной конституционной реформе  в Российской Федерации"23.

         С учетом сказанного хотелось  бы отметить следующее. Во-первых, конституционный строй представляет  собой определенную систему социальных  институтов (государство, негосударственные  организации) и общественных отношений,  при чем наиболее значимых  и важных. Во-вторых, эта система  урегулирована нормами конституционного  права. В-третьих, эта система  таких взаимосвязанных и взаимообусловленных  отношений, которые складываются  в той или иной мере между  человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между ними строятся  в соответствии с определенными  принципами - основами конституционного  строя, совокупность (система) которых  представляет собой конституционный  строй. 

Дискуссионность есть и в понимании основ конституционного строя. Так, в частности, О.Е. Кутафин  под ними понимает "главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие  его как конституционное государство"24. В.Т. Кабышев отмечает, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что "свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах". Встречается понятие основ конституционного строя как "политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений". В.И. Лафитский обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США "основных структурных элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования"25. Н.А. Михалева видит в них "законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя", которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.

          О.Г. Румянцев различает две  стороны понятия основ конституционного  строя. Во-первых, это устои реальных  общественных отношений, суть  которых категория объективная,  во-вторых, субъективное отражение  объективной категории, адекватно  либо не вполне адекватно устанавливаемое  законодателем. Под основами конституционного  строя он понимает "находящиеся  под защитой государства сущностные  социально-нравственные установки  и политико-правовые правила разумной  и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты  общественного строя, власти, формы  правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются  общие принципы правовой регламентации  отношений в основных подсистемах  общества, и обеспечивается их  взаимодействие. Каждый из конституционных  принципов представляет собою  концепцию жизнедеятельности отдельных  составляющих конституционного  строя в целом"26.

       Основы конституционного строя  предстают в виде самостоятельного  государственно - правового института.

       Конституционное право регламентирует  основы конституционного строя  "основополагающие принципы устройства  государства и его соотношения  с человеком и обществом, его  (государства) существенных характеристик,  которые в совокупности составляют  упорядоченную и относительно  завершенную систему и которые  проецируются на все остальные  нормативные установления права". Я разделяю данную точку зрения  в определении основ конституционного  строя.

        Основы конституционного строя  взаимосвязаны, не существуют  изолированно друг от друга.  Все они оказывают друг на  друга влияние, представляют собой  не простую совокупность, а органическое  единство, целостную систему и  выражают качественную определенность  её содержания.

Как хорошо известно, Конституция РФ 1993 г. занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она  применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

Именно в первой главе  Конституции РФ 1993 г. содержится много  принципиально новых положений, характеризующих важнейшие изменения  государственного строя России, происшедшие  в 90-е гг. XX века.

Можно сделать  вывод, что именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Исходя из этого, под основами конституционного строя следует  понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:

- из экономической  и политической основ деятельности  государства; 

- из принципов  взаимоотношений государства и  человека;

- из структуры самого  государства, формы государственного  правления, основы государственного  устройства и политического режима;

- из принципов  взаимоотношения государства с  общественными и другими негосударственными  организациями. 

 Такого полного и  концентрированного закрепления  важнейших принципов, на которых  базируется организация государственной  и общественной жизни, как это  сделано в Конституции РФ, нет  ни в одной из зарубежных  конституций. 

2.2.  Суверенитет народа

 

Как следует  из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ РФ …  принимаем Конституцию РФ»), а  также из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается  и признается принцип народного  суверенитета, народ (т. е. все население  России – совокупность граждан и  иных лиц, постоянно проживающих  на территории РФ) является верховным  сувереном, в этом аспекте многонациональный  народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого  рода.

Вместе  с тем в Конституции РФ понятие  «народ» используется и в другом смысле – как исторически сложившаяся  социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и  право на самоопределение (т. е. влияние  на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение  – это не суверенитет, носителем  которого является лишь весь многонациональный  народ РФ. Формами национального  самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.

Как следует  из ст. 4 Конституции РФ, государственный  суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция  РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.

Статья 67 Конституции РФ определяет, что  к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и  территориальное море, воздушное  пространство над ними. Россия также  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне в порядке, определяемом нормами  международного права и федеральным  законодательством.

На современном  этапе к числу признанных стандартов прав личности отнесены следующие:

  • конституционное законодательство любого государства, учитывая условия своей страны, должно включать тот объем основных прав человека и гражданина, который соответствует международно-правовым актам, ратифицированным государством, и принятым на себя государством обязательствам перед международным сообществом;
  • внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах и принятым международным сообществом общечеловеческим ценностям (свобода, равенство, демократия и др.);
  • не существует абсолютных прав и свобод, не говоря о так называемых естественных «неотчуждаемых» правах, — все они могут быть ограничены, но только на основе закона, в пределах, допускаемых конституцией, в соответствии с требованиями международного права и в строго определенных целях, указанных в международных актах (обеспечение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т. п.);
  • если в соответствии с конституцией какое-либо основное право ограничивается, то это ограничение осуществляется путем принятия закона (а не указа президента или иного акта), причем этот закон должен иметь общий характер (например, невозможно запрещение законом какой-либо партии, это может сделать только суд). В таком законе (например, принятом при введении чрезвычайного положения) должно быть указано, какое право ограничивается, на какой срок (или без срока), приведен номер статьи конституции, которая устанавливает это право, и номер ее статьи, на основании которой вводится ограничение;
  • права личности ограничены правами других лиц. Каждый человек обладает набором своих субъективных прав, «правовой автономией», но, осуществляя свои права, нельзя вторгаться в права другого лица, необходимо взаимное уважение и соблюдение прав и обязанностей личностей; запрещается злоупотребление правами, то есть использование их не столько ради осуществления своих прав, сколько с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических и юридических лиц;
  • права и свободы человека, закрепленные в Конституции, являются непосредственно действующим правом. Лицо (в том числе и юридическое) может обращаться в суд, ссылаясь непосредственно на норму Конституции. Отсутствие соответствующего закона, детально регулирующего норму Конституции, не является основанием для отказа в принятии соответствующего иска, заявления. Российские суды в ряде случаев поступали именно так, иногда удовлетворяя отказ от обязательной военной службы с заменой ее альтернативной при наличии соответствующих условий, хотя до сих пор закон об альтернативной службе не принят. По общему правилу, однако, при нарушении конституционных прав граждане обращаются в органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), в иные органы (например, к уполномоченному по правам человека), которые, однако, не всегда вправе принимать обязывающие решения.

Информация о работе Конституционное развития Российского государства