Конституционное развития Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;

Оглавление

Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Конституционная характеристика Российского государства.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

Принципы  правового статуса человека и  гражданина в Российской Федерации — это те признаваемые и охраняемые государством начала, на основе которых человек пользуется своими правами и свободами27.

Среди данных принципов можно выделить основные:

    • равноправие;
    • гарантированность прав и свобод государством;
    • неотъемлемость и неограничение прав и свобод;
    • наличие наряду с правами обязанностей.

Равноправие включает в себя три элемента:

    • равенство всех перед законом и судом;
    • равенство человека и гражданина;
    • равенство мужчины и женщины.

Данный  принцип означает, что права и  свободы признаются за всеми людьми в равной мере и все наделяются равным правовым статусом в обществе.

Гарантированность прав и свобод подразумевает, что  данные права и свободы не просто существуют, но и защищаются принудительной силой государства, которое в  лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и свободы.

Гарантии  делятся на социально-экономические, политические, юридические.

Под социально-экономическими гарантиями подразумеваются благоприятные  условия жизни людей, которые  способствуют пользованию правами  и свободами: стабильность, высокий  уровень экономики; развитая сфера  обслуживания и др.

Политические  гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие  политической культуры в обществе.

Юридические гарантии — это те правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав и свобод; режим законности в стране; наличие эффективно работающих правоохранительных органов; справедливый суд; высокая квалификация юристов; высокий уровень юридической грамотности граждан.

Неотъемлемость  прав и свобод заключается в том, что они неотчуждаемы и принадлежат  человеку с рождения (а не даруются государством). За человеком признаются не только те права, которые указаны  в Конституции, но и все другие, которые не нарушают прав иных лиц. Права и свободы действуют  непосредственно и не нуждаются  в дополнительном утверждении. Запрещается  издание законов и других нормативных  актов, умаляющих и нарушающих основополагающие права и свободы.

Наряду  с субъективными правами —  мерами возможного поведения — существуют и обязанности — меры должного поведения человека в обществе. Обязанности  необходимы для поддержания жизнеспособности государства и порядка в нем. Основными обязанностями человека и гражданина в РФ являются: воинская обязанность, обязанность платить  налоги, обязанность беречь природу, обязанность соблюдать Конституцию  и законы, иные обязанности.

Некоторые права одновременно являются обязанностями (например, забота о детях, посещение  начальной и средней школы).

К юридическим  свойствам основных прав, свобод и  обязанностей относятся их публичный  характер, принадлежность человеку (субъективное право), возникновение непосредственно  из норм конституции, равный объем для  всех граждан или допущение ограничения  прав определенных категорий граждан (по социальным, религиозным, политическим и иным мотивам), закрепление основными  правами и обязанностями длящихся отношений.

 

 

 

3. Конституционные характеристики Российского государства

3.1. Конституционные принципы российского федерализма

 

Россия  является федеративным государством. В ее состав входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Принципы  российского федерализма:

1) государственная  целостность (право на выход  не имеют);

2) единство  системы государственной власти;

3) распределение  компетенции между федеральной  властью и властью субъектов  федерации. 

Выделяют  способы распределения компетенции:

а) исключительная сфера федеральной власти, все  остальное субъектов федерации;

б) исключительная сфера субъектов, все остальное  федеральной власти;

в) выделяются либо одна, либо другая сфера и сфера  совместного ведения.

Способы распределения полномочий в сферах совместного ведения:

1) на  основе закона;

2) на  основе договора;

3) на  основе закона и договора.

4) равноправие  и самоопределение народов в  РФ. Самоопределение – самостоятельное  определение народами каждой  территории путей и форм своего  развития.

5) равноправие  субъектов РФ (изложено в конституции  противоречиво). Республики РФ, города  федерального подчинения, края и  области, автономные округа, автономная  область. Статус республики определяется  конституцией РФ и конституцией  республики, федеративным договором  и договором о распределении  полномочий. Статус области, города  федерального значения определяется теми же актами, только вместо конституции Уставы. Статус автономного округа определяют те же акты, что и статус области, вместо устава может применяться ФЗ. Округа, входящие в состав краев и областей, имеют договорные взаимоотношения.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм28.

1. Государственная  целостность РФ. Государственная  целостность - неотъемлемый признак  суверенного государства. Государственная  целостность федеративного государства  гарантируется тем, что государственный  суверенитет как верховенство  и независимость государственной  власти на всей своей территории  и в международных отношениях  принадлежит только Федерации,  но не ее субъектам. Субъекты  Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. Российская Федерация  имеет единую территорию в  пределах государственной границы,  единое гражданство, Конституцию,  единое экономическое пространство.

2. Единство  системы государственной власти. Данный принцип означает как  общие основы построения органов  государственной власти Федерации  и субъектов, так и проведение  общей государственной политики.

3. Провозглашение  равноправия субъектов РФ. Конституция  РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская  Федерация состоит из равноправных  субъектов РФ (ч. 1), а также, что  во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты РФ между собой  равноправны. Равноправие субъектов  РФ означает равные возможности  в обладании и осуществлении  правами и обязанностями. Естественно,  различные субъекты РФ обладают  различными экономическими, социальными  и политическими особенностями,  что создает различие в их  правовом статусе, то есть наличном  объеме реализуемых субъектом  РФ прав и обязанностей.

4. Равноправие  и самоопределение народов в  Российской  Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от РФ с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории РФ граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение  предметов  ведения и полномочий  между органами государственной  власти  РФ и органами государственной  власти  субъектов РФ. Существование  двухуровневой системы органов  государственной власти в РФ  предполагает определение перечней  вопросов, решаемых на каждом  уровне. В РФ предметы ведения  между Федерацией и субъектами  разграничиваются путем установления  предметов исключительного ведения  РФ и предметов совместного  ведения РФ и субъектов, а  также заключения договоров и  соглашений29.

Постановка  вопроса о принципах федерализма  является одним из ключевых моментов в теории и практике построения федеративного  государства и укрепления основ  федеративного устройства современной  России. Пока нет общего подхода  к определению принципов федерализма, это связано с тем, что «за  время теоретического осмысления федеративных принципов и практического строительства  российского федеративного государства цели и задачи российского федерализма прошли значительную эволюцию».

При анализе  трудов в области федерализма, которых  немало, можно обнаружить различия в подходах к определению системы  принципов федерализма, выделение  и смешение признаков, принципов  и основ федерализма, а также  многообразие толкований конституционных  норм, закрепляющих и отражающих их содержание.

Следует подчеркнуть, что роль принципов  особенно высока «при обустройстве многонационального государства», в котором «основополагающим  остается противоречие между стремлением  к сохранению самобытности и самостоятельности  отдельных наций (этнических общностей, государственно-территориальных образований) и обеспечением единства, целостности  нации-государства». Российская Федерация  в этом смысле не является исключением  ввиду того, что «реальная действительность предъявляет все новые и новые  требования, в связи с чем идет постоянный поиск (как в теоретическом, так и в практическом плане) такой  оптимальной модели федерации в  нашей стране, которая в полной мере отвечала бы современным условиям и отражала бы специфику страны, обеспечивала бы ее прогрессивное развитие».

Конституционные принципы федерализма – это принципы, определяющие федеративное устройство государства. Они обусловливают  тип федерации, ее структуру, особенности  территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции  между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов федерации30.

Как верно  утверждает А.С. Автономов, исследуя и  сравнивая федерализм в России и  США: «Принципы федерализма не зафиксированы  непосредственно в конституциях РФ и США именно как принципы федерализма, поэтому перечень их остается открытым, разные авторы могут насчитывать  разное их количество, но вряд ли кому-нибудь удастся доказать, что какой-то определенный перечень этих принципов является исчерпывающим».

Следовательно, принципы российского федерализма  – это исходные положения, которые  отражают особенности формирования и развития России как федеративного  государства, от которых зависит  целостность государства.

Обозначенной  нами проблеме посвящено немало диссертационных  исследований.

Так, В.И. Савин в своей работе (Конституционные  принципы развития федерализма в  России (вопросы теории) − Ростов-на-Дону, 2003) отмечает, что основные принципы и установки федерализма сформулированы в самой Конституции РФ. Показательно, что почти третья часть статей Конституции России прямо или  косвенно посвящена принципам федерализма. Эти же принципы нашли отражение  в более чем четырех десятках федеральных законов, регулирующих те или иные сферы общественно-политической жизни.

Представляется (если строго следовать формально-юридическому подходу), что основной перечень принципов  излагается в ч. 3 ст. 5 Конституции  России. В ней закреплено положение  о том, что федеративное устройство России «основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации».

Таким образом, еще раз отметим, что определение  системы конституционных принципов  российского федерализма является вопросом, по которому в отечественной  юридической науке наблюдается  разнообразие подходов. Конституция  России закрепляет только общие принципы, предоставляя исследователям их доктринальную  конкретизацию и выработку механизмов обеспечения и реализации.

По нашему мнению, учитывая накопленный теоретический  опыт и признавая огромный вклад  указанных авторов в исследование общей проблематики принципов федерализма, следует отметить, что необходима дальнейшая разработка рассматриваемых вопросов, в частности с теоретическим анализом государственной целостности.

Такая неясность  в понимании говорит о необходимости  внесения определенных изменений. Одно из предложений по совершенствованию  системы принципов российского  федерализма выдвигал Д. Тэпс. По его  мнению, было бы логично ввести принцип  унитаризма, дополняющий принцип  федерализма31.

Информация о работе Конституционное развития Российского государства