Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его природу и сущность;
• проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Российского государства до принятия первой конституции;
Введение 3
1. Конституционное развития Российского государства 6
1.1. Идеи конституционализма в России до октября 1917 г. 6
1.2. Конституционное (государственное) право России в советский (социалистический) период 11
1.3. Становление современного конституционализма в России 20
2. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации 28
2.1. Понятие основы конституционного строя в РФ 28
2.2. Суверенитет народа 38
3. Конституционные характеристики Российского государства 43
3.1. Конституционные принципы российского федерализма 43
3.2. Экономические и политические основы конституционного строя 50
3.3. Развитие конституционного стоя в современной России 58
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации — это те признаваемые и охраняемые государством начала, на основе которых человек пользуется своими правами и свободами27.
Среди данных принципов можно выделить основные:
Равноправие включает в себя три элемента:
Данный принцип означает, что права и свободы признаются за всеми людьми в равной мере и все наделяются равным правовым статусом в обществе.
Гарантированность
прав и свобод подразумевает, что
данные права и свободы не просто
существуют, но и защищаются принудительной
силой государства, которое в
лице компетентных органов правомочно
пресечь нарушение и
Гарантии делятся на социально-экономические, политические, юридические.
Под социально-экономическими гарантиями подразумеваются благоприятные условия жизни людей, которые способствуют пользованию правами и свободами: стабильность, высокий уровень экономики; развитая сфера обслуживания и др.
Политические гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.
Юридические гарантии — это те правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав и свобод; режим законности в стране; наличие эффективно работающих правоохранительных органов; справедливый суд; высокая квалификация юристов; высокий уровень юридической грамотности граждан.
Неотъемлемость прав и свобод заключается в том, что они неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения (а не даруются государством). За человеком признаются не только те права, которые указаны в Конституции, но и все другие, которые не нарушают прав иных лиц. Права и свободы действуют непосредственно и не нуждаются в дополнительном утверждении. Запрещается издание законов и других нормативных актов, умаляющих и нарушающих основополагающие права и свободы.
Наряду
с субъективными правами —
мерами возможного поведения — существуют
и обязанности — меры должного
поведения человека в обществе. Обязанности
необходимы для поддержания
Некоторые права одновременно являются обязанностями (например, забота о детях, посещение начальной и средней школы).
К юридическим
свойствам основных прав, свобод и
обязанностей относятся их публичный
характер, принадлежность человеку (субъективное
право), возникновение непосредственно
из норм конституции, равный объем для
всех граждан или допущение
Россия является федеративным государством. В ее состав входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Принципы российского федерализма:
1) государственная целостность (право на выход не имеют);
2) единство
системы государственной
3) распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов федерации.
Выделяют
способы распределения
а) исключительная сфера федеральной власти, все остальное субъектов федерации;
б) исключительная сфера субъектов, все остальное федеральной власти;
в) выделяются либо одна, либо другая сфера и сфера совместного ведения.
Способы распределения полномочий в сферах совместного ведения:
1) на основе закона;
2) на основе договора;
3) на основе закона и договора.
4) равноправие
и самоопределение народов в
РФ. Самоопределение –
5) равноправие
субъектов РФ (изложено в конституции
противоречиво). Республики РФ, города
федерального подчинения, края и
области, автономные округа, автономная
область. Статус республики
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм28.
1. Государственная
целостность РФ. Государственная
целостность - неотъемлемый признак
суверенного государства.
2. Единство
системы государственной
3. Провозглашение
равноправия субъектов РФ. Конституция
РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская
Федерация состоит из
4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от РФ с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории РФ граждан (независимо от национальности).
5. Разграничение
предметов ведения и
Постановка
вопроса о принципах
При анализе трудов в области федерализма, которых немало, можно обнаружить различия в подходах к определению системы принципов федерализма, выделение и смешение признаков, принципов и основ федерализма, а также многообразие толкований конституционных норм, закрепляющих и отражающих их содержание.
Следует
подчеркнуть, что роль принципов
особенно высока «при обустройстве многонационального
государства», в котором «основополагающим
остается противоречие между стремлением
к сохранению самобытности и самостоятельности
отдельных наций (этнических общностей,
государственно-
Конституционные принципы федерализма – это принципы, определяющие федеративное устройство государства. Они обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации30.
Как верно утверждает А.С. Автономов, исследуя и сравнивая федерализм в России и США: «Принципы федерализма не зафиксированы непосредственно в конституциях РФ и США именно как принципы федерализма, поэтому перечень их остается открытым, разные авторы могут насчитывать разное их количество, но вряд ли кому-нибудь удастся доказать, что какой-то определенный перечень этих принципов является исчерпывающим».
Следовательно, принципы российского федерализма – это исходные положения, которые отражают особенности формирования и развития России как федеративного государства, от которых зависит целостность государства.
Обозначенной нами проблеме посвящено немало диссертационных исследований.
Так, В.И.
Савин в своей работе (Конституционные
принципы развития федерализма в
России (вопросы теории) − Ростов-на-Дону,
2003) отмечает, что основные принципы
и установки федерализма
Представляется
(если строго следовать формально-
Таким образом,
еще раз отметим, что определение
системы конституционных
По нашему
мнению, учитывая накопленный теоретический
опыт и признавая огромный вклад
указанных авторов в
Такая неясность
в понимании говорит о
Информация о работе Конституционное развития Российского государства