Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ и выявление особенностей института президентства в республиканской России.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- исследовать возникновение и развитие института президентства Российской Федерации;
- изучить порядок избрания Президента РФ и вступление его в должность;
провести анализ основных полномочий Президента Российской Федерации в различных сферах деятельности;
разобраться с вопросом соотношения власти Президента и власти парламента в Российской Федерации.
- показать возможные причины досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Институт президентства характерен для государств с республиканской формой правления.
Согласно Конституции РФ пункта 1 ст. 1 Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наука государственного права выделяет три формы института президентства: парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские).1
Они различаются между собой по характеру взаимоотношений органов исполнительной и законодательной властей, по порядку избрания президента, кругу его полномочий и взаимоотношений его с правительством. 2
Президентские республики имеют сильного президента и наделяют его широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров – США, Мексика.
Парламентские республики имеют президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент – Австрия, Индия, Германия, Италия.
В смешанных (полупрезидентских) парламент играет существенную роль в формировании правительства, но и президенту республики принадлежат большие полномочия в осуществлении государственной власти – Финляндия, Португалия, Франция.
В Конституции РФ отсутствует точное определение республиканского принципа и мнения научных деятелей по данному вопросу весьма противоречивы. Например, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин относят Российскую Федерацию к числу стран сочетающих черты парламентской и президентской республик.3
В научно-практическом комментарии (М., 1997г. С 469, 486) Россия одновременно характеризуется как полупрезидентская, так и президентская республика.
По мнению В.Е. Чиркина Россия – это такая полупрезидентская республика, в которой доминируют элементы президенциализма.4
Чтобы сделать определенные выводы к какому виду республики относится Российская Федерация, следует подробно изучить институт президентства России.
Цель данной курсовой работы – анализ и выявление особенностей института президентства в республиканской России.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- исследовать возникновение и развитие института президентства Российской Федерации;
- изучить порядок
избрания Президента РФ и
- показать возможные
причины досрочного
Институт Президента - принципиально новый для России государственный институт, он который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. 1990-1991 гг. официально закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР. Президенты появились в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г. учрежден пост Президента России Федерации, который входил в то время в это союзное государство. 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это.5
Высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР стал Президент- одной из союзных республик СССР. По результату референдума 24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принял Закон РСФСР "О Президенте РСФСР" 6, в котором существовало всего 11 статей. Некоторые из них до сих пор не утратили свое юридическое значение. В Законе РСФСР "О Президенте РСФСР" президент охарактеризован, как глава конституционной исполнительной власти и высшее должностное лицо в РСФСР. Таким он фактически являлся главой государства и главой исполнительной власти. Так же был издан Закон РСФСР "О выборах Президента РСФСР"7, который определял процедуру его избрания. В Конституцию РСФСР 24 мая 1991 года были внесены соответствующие изменения и дополнения.8 После проведения первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность. 9 В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции РСФСР 1978 года с изменениями от 24 мая 1991 года, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР (учрежден изменением Конституции 27 октября 1989 года), а не президента, поскольку при построении органов государственной власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей. Президент зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами - Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. У Ельцина было желание усилить исполнительную власть, а также и другие факторы (в том числе отказ Съезда одобрить ликвидацию СССР). Все это привело к конституционному кризису 1992-1993 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года.
24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»10, а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему 11(отменившее ранее опубликованный текст приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой конституции. Закон "О Президенте РСФСР" был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции.
Полномочия и статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения в Конституции, закрепленного в 1991 г. Статья 80 Конституции РФ 1993 г. определяет, что Президент - глава государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливается, что он - высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации.12
Глава государства официально не возглавляет ни одну из трех ветвей власти, и соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами имеет все необходимые полномочия для руководства страной как ее глава.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В республиканских государствах это президент, избрание которого происходит посредством прямых и косвенных выборов. В монархических государствах – наследственный монарх. Государство не может существовать без высшего должностного лица, обеспечивающего устойчивость механизма власти, конституционный порядок и представительство в международных отношениях.
В каждой стране глава государства наделен определенными полномочиями. В одних они представляют реальную власть, в других они фиктивны. Но в любом случае глава государства имеет определенные полномочия. За ним закреплены представительские функции как внутри страны, так и за ее пределами, обладающие высокой степенью значимости. Представительские функции влекут за собой определенные полномочия - например, назначать представителей в регионах страны, или вести международные переговоры.13
Положение главы государства в системе государственной власти представляют собой соответствие его функций с законодательной и исполнительной ветвями. В правовом демократическом государстве действует принцип разделения властей и деятельность каждого должностного лица относятся к одной из 3-х властей (исполнительной, законодательной и судебной). Функции главы связаны со всеми тремя властями. Например, в области судебной власти вправе назначать судей, в законодательной имеет право вето. Однако, основные функции главы государства нельзя отнести к судебной или законодательной.
Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти.
2. Порядок избрания Президента России.
В соответствии Конституцией РФ ст. 81 выборы главы государства осуществляются посредством всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации сроком на шесть лет.
Конституция РФ определила и те требования, по которым должен отвечать кандидат в Президенты РФ. Для осуществления в высшей мере главных полномочий главы государства кандидату в Президенты РФ необходимо обладать жизненным опытом. Установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет. Конституция РФР сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Принцип равного гражданства исходит из Конституции РФ и не требует обязательного условия для Президента РФ быть гражданином страны по рождению. Новой нормой в Конституции РФ явилось введение требования необходимости постоянного проживания в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом РФ.14
Конституция РФ предусматривает, что одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Цель этого - воспрепятствие к формированию несменяемого клана управляющих лиц. Однако путь в политику не закрывается перед гражданином, оправдавшего себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок.
Порядок выборов Президента РФ определен Федеральным Законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".15 Согласно ст.32 данного Федерального Закона "О выборах Президента Российской Федерации" выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием. Кандидат на должность Президента, может быть выдвинут непосредственно избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента.
Инициативная группа избирателей, выдвинувшая кандидата на пост Президента РФ должны собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. Это является условием регистрации кандидата на должность Президента и включением его в бюллетень для голосования. Контроль за подготовкой и проведением выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.
Голосование проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени. Кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% + 1 голос).
Если в голосовании участвовало более двух кандидатов и ни один из них не выбран, то в этом случае назначается повторное голосование. В этом случае голосование будет проходить по двум кандидатам, набравшим набольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов поданных против всех кандидатов. 16
После избрания Президента РФ осуществляется предусмотренная федеральной Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления о результатах выборов. Она заключается в том, что вступающий в должность Президент РФ приносит присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, судей Конституционного Суда Российской Федерации, и приглашенных гостей. Текст присяги записан в ст. 82 Конституции Российской Федерации и является актом, соединяющим моральные и юридические аспекты.
Президент РФ приносит присягу, положив левую руку на специально изготовленный официальный текст Конституции РФ. После принесения присяги исполняется Государственный гимн Российской Федерации, а над куполом резиденции Президента РФ в Кремле поднимается президентский штандарт. Тожественная церемония завершается праздничным артиллерийским салютом и торжественным маршем кремлевского полка.17
Несостоявшимися признаются выборы, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Если выборы признаны несостоявшимися или кандидаты по которым назначено повторное голосование сняли свои кандидатуры, либо при повторном голосовании ни один из кандидатов не избран, тогда Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, проходящие в том же порядке, что и первые.
Информация о работе Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.