Возникновение и развитие института Президента в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Термин «президент», происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди» [16, C.3]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность института главы государства………………………………………...7
1.1 Историческое развитие института главы государства……………………7
1.2 Правовой статус президента в парламентерских республиках…………11
1.3 Правовой статус президента в президентских республиках……………12
2. Актуальные вопросы института президента Российской Федерации………..15
2.1 Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации.15
2.2 Полномочия президента…………………………………………………...19
2.3 Порядок выборов президента и отрешение его от должности………….26
2.4 Проблемные вопросы института президента…………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….34
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Институт президента.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право РФ

Тема

Возникновение и развитие института Президента в РФ

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Сущность института главы государства………………………………………...7

       1.1 Историческое  развитие института главы государства……………………7

       1.2 Правовой статус  президента в парламентерских  республиках…………11

       1.3 Правовой статус  президента в президентских республиках……………12

2. Актуальные вопросы института президента Российской Федерации………..15

       2.1 Конституционно-правовой  статус президента Российской  Федерации.15

       2.2 Полномочия президента…………………………………………………...19

       2.3 Порядок выборов  президента и отрешение его  от должности………….26

       2.4 Проблемные  вопросы института президента…………………………….32

Заключение………………………………………………………………………….34

Глоссарий…………………………………………………………………………...36

Список использованных источников……………………………………………...37

Приложения ………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы денной курсовой работы заключается в том, что Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

На основе конституционных  установлений произошло и обновление соответствующего текущего законодательства. Государственной Думой принят 21 апреля 1995 года (подписан Президентом 17 мая 1995 года) Федеральный закон «О выборах  Президента Российской Федерации», ряд других нормативных правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента [12].

Институт президентской  власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей ХХ века, такого рада институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [8]. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч.2 ст.80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

При этом конституционная  модель президентской республики в  Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким  образом, что путем «сдержек»  и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Цель данной курсовой работы  - возникновение и развитие института Президента Российской Федерации. И на этой основе дать характеристику процесса проведения выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность, а также выявить основы правового статуса Президента РФ.   

Из данной цели вытекают следующие задачи:

- общая характеристика  правового статуса Президента  Российской Федерации;

- выявить порядок выборов  Президента РФ;

- охарактеризовать процедуру  вступления в должность Президента  РФ.

Структура работы состоит  из двух основных глав, заключения, введения и списка использованных источников.  В первой главе рассматривается сущность института главы государства, где подробно описывается историческое развитие института главы государства, правовой статус президентства в парламентских и президентских республиках. Во второй главе рассмотрены актуальные вопросы института президента Российской Федерации. В данной главе подробно описываются полномочия президента, порядок выборов президента, а также проблемные вопросы института президента.

Теоретическая основа данной работы основана на работах таких авторов как Авакьян С. А., Сахаров Н.А., Баглай М., и многих других, а также на нормативно-правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1. Сущность института главы государства

1.1 Историческое  развитие института главы государства

 

Термин «президент», происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди» [16, C.3]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

В русле европейской  республиканской практики первоначально  проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных  Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство  политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности  деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости  разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов  среди творцов американской Конституции  возобладало представление о  том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться  в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали  первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства  и главу правительства. Кроме  того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших  институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали  примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

XX веке такие грандиозные  по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны,  распад колониальных империй,  привели к образованию множества  новых независимых государств. Далеко  не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30--40-е годы институт президентства стал распространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После второй мировой войны в число западноевропейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане Сахаров Н.А. [4, C.7].

Однако наибольшее распространение  модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление о том, что крупными по территории государствами можно  эффективно управлять только посредством  системы президентского правления. Между тем в крупнейших странах  мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правления. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной [6, C.38].

С другой стороны, некоторые  небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругвай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую  систему правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.

 

 

 

 

1.2 Правовой  статус президента в парламентерских  республиках

 

Главной отличительной  чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Информация о работе Возникновение и развитие института Президента в РФ