Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:50, курсовая работа
Термин «президент», происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди» [16, C.3]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность института главы государства………………………………………...7
1.1 Историческое развитие института главы государства……………………7
1.2 Правовой статус президента в парламентерских республиках…………11
1.3 Правовой статус президента в президентских республиках……………12
2. Актуальные вопросы института президента Российской Федерации………..15
2.1 Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации.15
2.2 Полномочия президента…………………………………………………...19
2.3 Порядок выборов президента и отрешение его от должности………….26
2.4 Проблемные вопросы института президента…………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….34
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………...37
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право РФ |
Тема |
Возникновение и развитие института Президента в РФ |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность института главы государства………………………………………...7
1.1 Историческое
развитие института главы
1.2 Правовой статус президента в парламентерских республиках…………11
1.3 Правовой статус
президента в президентских
2. Актуальные вопросы института президента Российской Федерации………..15
2.1 Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации.15
2.2 Полномочия президента………………………………………………….
2.3 Порядок выборов президента и отрешение его от должности………….26
2.4 Проблемные
вопросы института президента……
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Приложения ………………………………………………………………………38
Введение
Актуальность темы денной курсовой работы заключается в том, что Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.
На основе конституционных установлений произошло и обновление соответствующего текущего законодательства. Государственной Думой принят 21 апреля 1995 года (подписан Президентом 17 мая 1995 года) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других нормативных правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента [12].
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей ХХ века, такого рада институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [8]. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч.2 ст.80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.
При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Цель данной курсовой работы - возникновение и развитие института Президента Российской Федерации. И на этой основе дать характеристику процесса проведения выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность, а также выявить основы правового статуса Президента РФ.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- общая характеристика правового статуса Президента Российской Федерации;
- выявить порядок выборов Президента РФ;
- охарактеризовать процедуру
вступления в должность
Структура работы состоит из двух основных глав, заключения, введения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается сущность института главы государства, где подробно описывается историческое развитие института главы государства, правовой статус президентства в парламентских и президентских республиках. Во второй главе рассмотрены актуальные вопросы института президента Российской Федерации. В данной главе подробно описываются полномочия президента, порядок выборов президента, а также проблемные вопросы института президента.
Теоретическая основа данной работы основана на работах таких авторов как Авакьян С. А., Сахаров Н.А., Баглай М., и многих других, а также на нормативно-правовых актов.
1. Сущность института главы государства
1.1 Историческое развитие института главы государства
Термин «президент», происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди» [16, C.3]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.
В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.
Весьма скоро большинство
политических деятелей молодой американской
республики пришли к выводу о неэффективности
деятельности Конгресса по исполнению
им законов и о необходимости
разделения законодательной и исполнительн
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.
XX веке такие грандиозные
по своим масштабам потрясения,
как революции, мировые войны,
распад колониальных империй,
привели к образованию
Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.
Весьма распространено представление о том, что крупными по территории государствами можно эффективно управлять только посредством системы президентского правления. Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правления. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной [6, C.38].
С другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругвай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.
1.2 Правовой
статус президента в
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Информация о работе Возникновение и развитие института Президента в РФ