Возникновение и развитие института Президента в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Термин «президент», происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди» [16, C.3]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность института главы государства………………………………………...7
1.1 Историческое развитие института главы государства……………………7
1.2 Правовой статус президента в парламентерских республиках…………11
1.3 Правовой статус президента в президентских республиках……………12
2. Актуальные вопросы института президента Российской Федерации………..15
2.1 Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации.15
2.2 Полномочия президента…………………………………………………...19
2.3 Порядок выборов президента и отрешение его от должности………….26
2.4 Проблемные вопросы института президента…………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….34
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Институт президента.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Избрание Президента РФ прямым способом связывает его  с народом более тесно, чем  избрание парламентом (ФРГ, Турция) или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень уж принципиального характера с точки зрения демократизма.

Главное состоит в  том, что путем всеобщих выборов  Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время законом установлено, что граждане, проживающие в период подготовки и проведения выборов за пределами России, обладают равными правами на выборах Президента РФ. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается). Скупые конституционные требования к Президенту — признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию Российской Федерации. Избирательные  комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и избирателям (в порядке самовыдвижения). Для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение происходит на съезде (конференции) партии или блока, которые могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком России.

Однако выдвижение кандидата  требует поддержки избирателей. Политическая партия, избирательный  блок или групп избирателей обязаны  собрать в поддержку своего кандидата не менее миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Во всех случаях требуется предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. В ходе избирательных кампаний Центризбирком выявлял случаи подтасовок с подписями и на этом основании отказывал кандидатам в регистрации, но Верховный Суд РФ чаще всего признавал такие решения необоснованными и обязывал Центризбирком зарегистрировать кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средства из федерального бюджета. Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.

В случае если один из кандидатов на должность Президента использует свое право и снимет свою кандидатуру за несколько дней до выборов без вынуждающих к тому обстоятельств, то Центральная избирательная комиссия относит на счет этого кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов по проведению выборов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Назначение и финансирование выборов. Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией и федеральным  законом. Дата выборов назначается Советом Федерации Федерального Собрания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

Финансирование выборов  Президента осуществляется за счет средств  федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента обязаны создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств, средств, выделенных политической партией или общественными объединениями, входящими в избирательный блок, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Определение результатов  голосования. Вступление Президента в  должность. Подсчет голосов избирателей  проводится непосредственно членами  участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ [19, C.29]. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

Избранным считается  кандидат, который получил более  половины голосов избирателей, принявших  участие в выборах. Центризбирком  признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, если число голосов за кандидата, набравшего наибольшее число, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов, если из двух кандидатов ни один не получил более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными.

Избранный Президент  вступает в должность на тридцатый  день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока  его пребывания в должности в  тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение  полномочий Президента возможно в случае:

1) его отставки;

2) стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента.

Конституция РФ предусматривает  возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Он всегда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко.

Начало процедуры отрешения  Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного  Суда РФ о наличии в действиях  Президента РФ признаков преступления;

2) заключением Конституционного  Суда РФ о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения.  Сама процедура отрешения имеет  две стадии:

1) Государственная Дума  двумя третями голосов от общего  числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т.е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами);

2) решение об отрешении  Президента РФ от должности  выносит другая палата парламента  — Совет Федерации — двумя  третями голосов от общего  числа членов (т.е. 119 голосами) не  позднее чем в трехмесячный  срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным [14, C.102].

Следовательно, в процедуре  отрешения Президента РФ от должности  участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

2.4 Проблемные вопросы института президента

 

 

Подвергается критике тезис о принадлежности института отрешения Президента России от должности к конституционно-правовой (конституционной) ответственности. Указывается при этом, что основаниями отрешения Президента России от должности выступают уголовные преступления, причем достаточно серьезные, в то время как основанием конституционной ответственности по единодушному признанию, является нарушение конституционных предписаний, наличие конституционного деликта. Очевидно, что уголовные преступления не могут вызывать конституционную ответственность. В то же время отрешение Президента РФ от должности не является и мерой уголовного воздействия, оно, таким образом, не может лежать в плоскости ни конституционной, ни уголовной ответственности.

Лишение Президента РФ должности в порядке статьи 93 Конституции является не ответственностью, а организационно-правовой мерой принудительного порядка, «мерой защиты», направленной на лишение главы государства его неприкосновенности для последующего привлечения к уголовно-правовой ответственности [10, C.45]. Если основанием импичмента выступают уголовные преступления, то естественно, что глава государства, отрешенный от должности, должен подлежать уголовному преследованию.

Отрешение Президента России от должности следует оценивать  в контексте его неприкосновенности, которая не позволяет привлечь его  к юридической ответственности, пока он пребывает в своей должности.

Поскольку Президент  РФ отрешается от должности за совершение уголовного преступления, постольку закономерным следствием лишения его должности должно выступать обязательное последующее уголовное преследование. В виду этого предлагается в статье 93 Конституции РФ указать, что в отношении лица, лишенного должности Президента Российской Федерации, возбуждается уголовное дело, в противном случае отрешение Президента от должности будет двусмысленным.

Конституция РФ не разрешает  вопрос о возможности повторного выдвижения обвинения против Президента РФ при принятии Советом Федерации отрицательного решения по обвинению либо в случае непринятия решения в течение трехмесячного срока после выдвижения обвинения. Между тем вопрос этот имеет вполне практическое значение и требует законодательного разрешения. Предлагается законодательно установить, что повторное выдвижение обвинения против Президента РФ по тем же основаниями не может иметь место в течение года после принятия решения Советом Федерации.

 

 

 

Заключение

 

Итак, исследуя данную курсовую работу, можно сделать следующий вывод, что согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

Вообще же в мире существуют три вида правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

1) президент лишь номинально  является главой государства  и выходит на политическую  арену только во времена политических  кризисов (например, в ФРГ);

2) президент, являясь  главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);

3) президент не входит  непосредственно ни в одну  ветвь власти, а, сконцентрировав  в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе  органов государственной власти (Россия).

Информация о работе Возникновение и развитие института Президента в РФ