Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ и выявление особенностей института президентства в республиканской России.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- исследовать возникновение и развитие института президентства Российской Федерации;
- изучить порядок избрания Президента РФ и вступление его в должность;
провести анализ основных полномочий Президента Российской Федерации в различных сферах деятельности;
разобраться с вопросом соотношения власти Президента и власти парламента в Российской Федерации.
- показать возможные причины досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Процедурные вопросы, связанные с отрешением президента РФ от должности, содержатся в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Собрания РФ.
5. Власть Президента и власть парламента в республиканской России, их соотношение.
Президент Российской Федерации избирается не парламентом, а путем всенародного голосования, что типично для президентских республик. На основании ст. 80 Конституции РФ он – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Данные положения свидетельствуют об огромной роли Президента РФ в системе органов государственной власти страны. Президенту отводится решающая роль в формировании непартийного правительства, что является важным для определения президентской формы республики. Он самостоятельно по представлению Председателя Правительства, без участия парламента назначает и освобождает от должности и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, однако в США для этого требуется согласие Сената. Не парламент, а президент выдвигает кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. Однако парламент может и не дать согласия на такое назначение. Но в Конституции РФ оговорено то, что Государственная Дума имеет возможность лишь трижды отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, после чего глава государства вправе осуществить роспуск парламента и самостоятельно назначить Председателя Правительства. При обсуждении кандидатуры на пост парламент рассматривает личность кандидата, а не его программу работы, так как последняя определяется Президентом, который согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики. Правительство контролируется Президентом и несет перед ним политическую ответственность. Глава государства может отправить в отставку Правительство, не уведомив об этом премьер-министра. Например, отставка Черномырдина В.С. в 1998 году.
При избрании нового состава Государственной думы не возникает необходимости замены Правительства и его главы, но при избрании нового Президента такая необходимость есть.
Президент хоть и не является главой исполнительной власти, однако это не означает, но его роль в руководстве Правительством принципиально изменяется. В непосредственном подчинении у Президента РФ находятся ряд важнейших министров и его указы и распоряжения обязательны для исполнения Правительством. Глава государства возглавляет и формирует Совет Безопасности, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, имеет право по собственному усмотрению участвовать н заседаниях Правительства, акты которого могут быть отменены Президентом РФ.31
Нельзя утверждать, что Правительство РФ не зависит от Федерального Собрания. Ранее указывалось о необходимости получения согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства. На основании ч. 1 ст. 103, ч. 3 с. 117 Конституции РФ, Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов может выразить недоверие Правительству, а Президент РФ вопреки парламентской республики, может и не согласится с таким решением. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент РФ либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.
Парламент РФ влияет на деятельность Правительства РФ в связи с его правом обсуждать и утверждать бюджет и другие финансовые законопроекты. Это свойственно как парламентским, так и президентским республикам. Но в то же время глава государства определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос об освобождении от этой должности. Если Государственная Дума не утверждает его кандидатуру, то глава государства имеет право назначить ее исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ.
Парламент по отношению к Президенту РФ обладает правом отрешения его от должности (таким правом представительный орган власти обладает и в президентских республиках). Но данное право может быть использовано лишь на основании выдвинутого обвинения в государственной измене, а также совершения тяжкого преступления. Данная процедура весьма сложная и длительная, что делает его сверхтрудно применимым. Но Президент обладает правом роспуска Государственной Думы, о чем уже упоминалось выше. Выборы в Государственную Думу назначаются Президентом, а выборы Президента назначаются Советом Федерации, который формируется без участия Государственной Думы и Президента.
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что в современной России преимущественно президентская власть преобладает над властью парламентской. Власть парламента ограничена, элементы парламентаризма сведены к минимуму и несопоставимы с элементами президенциализма. В области правотворчества, где парламенту, прежде всего Государственной Думе принадлежит важнейшая роль, Президент РФ обладает широкими полномочиями. Он имеет право издавать указы, являющимися обязательными для исполнения на всей территории нашей страны, право отлагательного вето в отношении принятых законов, право законодательной инициативы, в ряде случаев имеет право приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ и др. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает законы, принятые Федеральным Собранием, без чего они не могут вступить в действие. Президент вправе назначить референдум.
В нашей стране ведется немало разговоров о пересмотре Конституции РФ в направлении перераспределения полномочий высших государственных органов в пользу парламента и Правительства за счет полномочий Президента. В обществе и профессиональных кругах существует мнение о том, что на Конституцию РФ 1993г. наложила серьезный отпечаток конъюнктурная ситуация того периода социально-политического развития страны, определившая существенный перекос в распределении полномочий в пользу Президента. Это не позволяет утверждать, что современная Россия является полупрезиденской республикой.
1 Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
2Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. Конституционное право: Учебник для вузов.М: Юристь, 2000г. - 492с.
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб.и доп. С.128.
4 Чиркин В.Е. Конституционное право. Россия и зарубежный опыт. М: Юристь, 1997г. - С 292.
5 Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
6 Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 512.
7 Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096-I «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 510.
8 Закон РСФСР от 24 мая 1991 года № 1326-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».
9 Закон РСФСР от 27 июня 1991 года № 1494-I «О вступлении в должность Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 26. — ст. 880.
10 Указ президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета. — 14 января 1994 года. — № 11.
11 Приложение № 2 к Указу президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета от 19 января 1994 года.
12 Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
13 Илларионова Т.Р. Полномочия президента./Вопросы конст.права: Сб.ст.-СПб.,1994.-С.47-59.
14 Конституционное (Государственное) право России: Учебник/ Под ред. профессора М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М: 2010.
15 Федеральный Закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
16 Федеральный Закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
17 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): / Под ред. профессора М.Б. Смоленского. – изд. 2-е, стереотипное. Ростов – на – Дону «ФЕНИКС», 2012.
18 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): / Под ред. профессора М.Б. Смоленского. – изд. 2-е, стереотипное. Ростов – на – Дону «ФЕНИКС», 2012.
19 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г.
20 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.—288 с.
21 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): / Под ред. профессора М.Б. Смоленского. – изд. 2-е, стереотипное. Ростов – на – Дону «ФЕНИКС», 2012.
22 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 54.
23 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.—288 с.
24 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева), 2009.
25 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г.
26 Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд, 2003. -585с.
27 Указ Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 1 июня 1995 г.) «Положение о государственных наградах Российской Федерации».
28 "Российская газета" от 19 ноября 2002 г.
29 Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание// Журнал Российского права. – 1997. – № 2. – С. 14-15.
30 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"
31 Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. Конституционное право: Учебник для вузов.М: Юристь, 2000г. - 149с.
Информация о работе Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.