Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ и выявление особенностей института президентства в республиканской России.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- исследовать возникновение и развитие института президентства Российской Федерации;
- изучить порядок избрания Президента РФ и вступление его в должность;
провести анализ основных полномочий Президента Российской Федерации в различных сферах деятельности;
разобраться с вопросом соотношения власти Президента и власти парламента в Российской Федерации.
- показать возможные причины досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Осмысление нормативного содержания комментируемой статьи невозможно без учета всего комплекса положений Конституции, составляющих основы конституционного статуса Президента, прежде всего ст. 80, согласно которой Президент является главой государства и в этом качестве является его личностной персонификацией, определяет основные направления внешней политики и представляет Федерацию внутри страны и в международных отношениях. 24

Президент РФ реализует свое конституционное право определять основные направления внешней политики российского государства (ст. 80 ч.3) и напрямую контактирует с руководителями зарубежных государств, он утверждает Концепцию внешней политики Российской Федерации.

Формы осуществления полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.25

Президент РФ также подписывает ратификационные грамоты, которые являются официальными актами, подтверждающими, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него документа международного права. Кроме того, Президент РФ осуществляет прием верительных и отзывных грамот специальные документы в форме официальных писем от иностранных государств, уведомляющие о назначении либо отзыве их полномочных представителей  в Российской Федерации аккредитуемых при нем зарубежных дипломатов.

 

 

 

 

 

 

3.5 Иные полномочия Президента  РФ.

 

Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.26

Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.27

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.28

В соответствии с ним Президент решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения по вопросу о восстановлении гражданства, дает разрешения на выход их гражданства, дает разрешение гражданину РФ иметь гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство, предоставляет почетное гражданство РФ.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации имеет сугубо совещательные полномочия.

Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере (в частности, Комиссия была активным участником разработки проекта закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, который был внесен Президентом в Государственную Думу).

В соответствии со ст. 63 Конституции Российской Федерации Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Причем в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации лица, даже незаконно пересекшие Государственную границу России, не подлежат ответственности, если они сделали это в поисках политического убежища, разумеется, при отсутствии в их действия состава другого преступления.

Политическое убежище иностранным гражданам предоставляется в порядке, установленном Президентом РФ. Этот порядок закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746. В соответствии с ним ходатайство о предоставлении политического убежища направляется лицом в Федеральную миграционную службу, которая запрашивает заключения российских МВД, МИД и ФСБ. А затем материалы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации с заключением ФМС о возможности и целесообразности предоставления данному лицу политического убежища. После рассмотрения всех мнений Комиссия вносит Президенту Российской Федерации соответствующее предложение.

Президент наделен правом помилования. Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Свои полномочия Президент реализует прежде всего в принятии правовых актов.  Статья 90 Конституции Российской Федерации предусматривает разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. Указами оформляются обычно решения нормативного характера, то есть те, что содержат общие правила поведения, относятся к неопределенному кругу адресатов и рассчитаны на многократное применение.29

Перечень правовых актов президента РФ закреплен в ст. 90 Конституции РФ: указы (ч.1 ст.90); Законопроекты президента РФ, направляемые в Государственную Думу ( п. «г» ст.84); Распоряжения  (ч.1 ст.90); Запросы Президента РФ, направляемы  в Конституционный Суд РФ (ч.2 и ч.5 ст.125 Конституции РФ); Ежегодные послания Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84); Представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ  Совету Федерации   по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ; предложения Государственной Думе РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ (п. «а» ст.83, ч.1 и ч.2 ст.111) и Председателя Центрального банка России (п. «г» ст.83).

Порядок вступления в силу актов Президента установлен                                  Указом  Президента РФ № 763 от 23.05.96 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти».

 

 

4. Досрочное прекращение  полномочий Президента Российской  Федерации.

 

 Конституция РФ (ст. 92 ч. 2 и 3) предусматривает случаи досрочного  прекращения полномочий Президента РФ и определяет их последствия. Президент Российской Федерации прекращает свои полномочия досрочно в случаях: его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случае его добровольной отставки в соответствии с его заявлением, а также при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия и наконец, в результате отрешения Президента от должности (ст. 93 Конституции РФ).

Конституция и текущее Федеральное Законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.

Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд для трактовки отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Основанием явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

По ее мнению, неясно, препятствует ли установленная статьей 91 неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2).

Конституционный Суд в Постановлении по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" следующим образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):

1) Содержание и назначение  статьи 92 (часть 2) Конституции Российской  Федерации не затрагиваются установлением  в статье 91 Конституции Российской  Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации.

2) Досрочное прекращение  исполнения Президентом Российской  Федерации своих полномочий в  случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия  требует особой процедуры с  целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации.

3) Положения о порядке  установления степени утраты  трудоспособности, определенные в  Основах законодательства об  охране здоровья граждан, не связаны  с применением ст. 92 (часть 2);

4) Порядок досрочного  прекращения полномочий Президента  Российской Федерации в случае  стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия не может быть  облегченным, упрощенным. При этом  должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации.30

Первая в отечественной истории добровольная отставка всенародно избранного Президента РФ состоялась 31 декабря 1999 года, когда Б.Н. Ельцин подписал заявление о своей отставке с поста главы государства и выступил с данным обращением к народу по телевидению. Одновременно с этим он подписал Указ о возложении исполнения обязанностей на Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, который исполнял обязанности Президента вплоть до своего официального вступления в должность.

Независимо от оснований досрочного прекращения полномочий главы государства, выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее 3- месяцев с момента подобного прекращения исполнения полномочий. При этом исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Отрешение Президента РФ от должности может произойти только а основании обвинения его в совершении указанного в части 1 статьи 93 преступления, а именно: государственной измены или иного тяжкого преступления. Определение государственной измены дано в статье 275 УК РФ, которая гласит, что государственная измена – это шпионаж, выдача государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранном государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

Выдвижение обвинения против Президента РФ – прерогатива Государственной Думы. Она образует специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента РФ направляется в Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключение Конституционного Суда Российской Федерации.

В Федеральном Конституционном Законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. От 05.02.2007) предусмотрена процедура дачи заключения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения против Президента РФ. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации о должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считает отклоненным.

Информация о работе Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.