Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ и выявление особенностей института президентства в республиканской России.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- исследовать возникновение и развитие института президентства Российской Федерации;
- изучить порядок избрания Президента РФ и вступление его в должность;
провести анализ основных полномочий Президента Российской Федерации в различных сферах деятельности;
разобраться с вопросом соотношения власти Президента и власти парламента в Российской Федерации.
- показать возможные причины досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия Президента России по действующей  Конституции Российской  Федерации.

 

3.1 Президент РФ –  гарант Конституции Российской  Федерации

 

В соответствии с Конституцией Президент РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства, которые обеспечивают ему возможность выполнять возложенные на него функции.

Данные полномочия охватывают все стороны государственной деятельности, которые можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

- формированием федеральных органов  государственной власти;

- участием в законотворчестве;

- функционированием исполнительных  органов государственной власти;

- обеспечением осуществления полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории Российской  Федерации;

- внешней политикой и обороной;

- иными сферами государственной  деятельности.

Статья 80 Конституции РФ определяет основные функции Президента РФ:

1) Он является главой государства.

2) Является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека  и гражданина. В установленном  порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3) В соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4) Как глава государства представляет  Российскую Федерацию внутри  страны и в международных отношениях.

Пост единоличного главы государства существует в подавляющем большинстве стран мира. Глава официально не возглавляет ни одну из ветвей власти, но в соответствии с Конституцией РФ, а также Федеральными законами он имеет все необходимые полномочия для руководства страной как ее глава. На него возлагается особая ответственность за то, чтобы работал механизм защиты. Президент РФ имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. Для осуществления указанных функций Президент РФ должен использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, а также действовать только в рамках действующей Конституции РФ. Это, в первую очередь, относится к таким функциям Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе РФ. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти путем согласования и в строгом соответствии с принципом разделения властей.18

Президенту РФ в соответствии с Конституцией предоставлен широкий круг полномочий, которые можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.

Статья 91 Конституции РФ - одна из самых кратких, в которой говорится о неприкосновенности Президента РФ. Неприкосновенность означает защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств. Неприкосновенность Президента РФ означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя ни задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, отстранить от исполнения обязанностей. Поэтому единственным основанием наступления ответственности для Президента РФ является совершение уголовно наказуемого деяния, квалифицируемого как государственная измена или иное тяжкое преступление.19

3.2 Полномочия Президента  РФ по формированию  государственных  органов власти.

 

Президент РФ наиболее тесным образом сотрудничает с исполнительной властью.  На основании Конституции РФ он не является ее главой, но анализ его полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти. Тому свидетельствуют следующие функции:

1) Назначает Председателя Правительства  РФ с согласия Государственной Думы (п. "а" ст. 83);

2) Утверждает представленные ему  Председателем Правительства РФ  предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ  от 17 августа 1999 г. "О структуре  федеральных органов исполнительной власти" выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

3) Президент РФ по предложению  Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. "д" ст. 83);

4) Имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ (п. "б" ст. 83);

5) Принимает решение об отставке Правительства РФ (п. "в" ст. 83);

6) Может отменить постановления  и распоряжения Правительства  РФ в случае их противоречия  Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).20

Президенту РФ принадлежит исключительное право предложения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, который обязан его реализовать не позже двухнедельного срока после своего вступления в должность либо в течение одной недели со дня отклонения предложенной кандидатуры Государственной Думы. Согласие Государственной Думы на назначение кандидатуры Президента РФ на должность Председателя Правительства РФ выражается путем голосования, причем должно проголосовать "за" более половины от общего числа депутатов (не менее 226 из 450). После чего Президент РФ вправе назначить главу правительства. В случае же трехкратного отклонения предлагаемых кандидатур государства приобретает право роспуска Государственной Думы и самостоятельного назначения Председателя Правительства РФ по своему усмотрению. При этом Президент РФ может вносить для согласования в Государственную Думу как одну и ту же кандидатуру, так и разные кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства. 21

Президент РФ в соответствии ст. 83 п. "е"  Конституции представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.

В Конституции РФ п. "г" ч. 1 ст. 83,  сказано, что Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Такой порядок назначения и освобождения Председателя Государственного банка РФ, что обеспечивает независимость Центрального банка России от других органов государственной власти.

В полномочия Президента входит функция назначения и освобождения высшего командования Вооруженных Сил России, в соответствии с тем, что Президент по должности является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

После консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, Президент России назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В Конституции не указано, с какими именно комитетами и комиссиями проводятся консультации. Данные функции определяет сам Совет Федерации. Консультации проводятся с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики.

Президент РФ в соответствии с той же ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, формирует Администрацию Президента Российской Федерации.

Должностные лица, указанные в ст. 83 Конституции (так же как и судьи "других федеральных судов") лично назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Абсолютное большинство работников аппарата Администрации Президента, Совета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ назначаются и освобождается на должности не Президентом, а руководителями аппаратов этих государственных органов.

 

3.3 Полномочия Президента  РФ в области обороны страны  и обеспечения её безопасности.

 

Одна из главных функций  главы государства - организация обороны страны и обеспечение  ее безопасности

Президент в конкретных вопросах не только принимает оперативные меры, но и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Произнося присягу, Президент клянется народу - "защищать государственный суверенитет, независимость, безопасность, а также целостность государства" (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности.22

Полномочия Президента РФ в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.

Под безопасностью страны понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества  от внешних и внутренних угроз. К основным объектам безопасности в первую очередь относятся: конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства, среда обитания, права и свободы человека и гражданина, а также материальные и духовные ценности общества. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое обязано осуществлять данные функции в этой области через систему всех ветвей власти. Под обороной понимается система политических, военных, экономических, правовых, социальных, и других мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, неприкосновенности и целостности ее территории.

 Президент РФ, как глава государства обязать выполнять ряд важных полномочий в сфере безопасности и обороны страны:

1) Утверждает военную доктрину  Российской Федерации (п. "з" ст. 83). Военная доктрина представляет  собой систему официально принятых  в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации. Современная военная доктрина утверждена Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г.;

2) Является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской  Федерации (ч. 1 ст. 87);

3) Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. "л" ст. 83);

4) Формирует и возглавляет Совет  Безопасности (п. "ж" ст. 83). Совета  Безопасности и его стату должен  быть определен федеральным законом. До принятия федерального закона  действует Положение о Совете Безопасности, которое утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г.  На основании положения Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам жизненно важных интересов личности, обеспечения защищенность общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности;

5) в случае агрессии против  Российской Федерации Президент  РФ вводит на территории России  или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Дуне (ч. 2 ст. 87). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят;

6) в случае угрозы безопасности  Российской федерации Президент  РФ вводит на территории России  или в отдельных ее местностях  чрезвычайное положение с незамедлительным  сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены федеральным конституционным законом. До его принятия действует Закон РСФСР от 17мая 1991 г. "О чрезвычайном положении".23

 

3.4 Полномочия Президента  РФ  в области  внешней политики.

 

В соответствии с Конституцией РФ ст. 86 «а» Президент  РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Информация о работе Возникновение и развитие института главы государства в республиканской России.