Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:14, курсовая работа
Формирование определенных представлений общества относительно социальной защиты населения, в частности людей преклонных лет, инвалидов, граждан льготных категорий, нуждается в особенном беспокойстве и помощи со стороны государства. Основными составляющими государственной политики является гарантирование гражданам Российской Федерации прав на социальную защиту, усиление материальной поддержки наиболее социально незащищенных слоев населения и своевременного предоставления им адресной помощи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи
1.1 Понятие социальной политики и социального государства………... 5
1.2. Понятие государственной социальной помощи……………………..9
1.3. Формирование системы социальной помощи, ее законодательная и финансовая почва……………………………………………………….……….15
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи
2.1. Виды государственной социальной помощи …………...………….21
2.2. Получатели государственной социальной помощи……………….26
2.3. Порядок назначения государственной социальной помощи. Отказ от государственной социальной помощи…………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………………
Следовательно помощам свойственные также такие признаки как цель их предоставления и длительность выплат. Введение этих признаков в определение понятия помощи не случайно.
Цель предоставления помощи раскрывает ту роль, которую выполняют они в праве социального обеспечения, а указание на длительность их выплаты позволяет размежевать понятия помощи и пенсий как видов социального обеспечения.
Не потеряли свою актуальность признака понятия помощи и на нынешнем этапе развития права социального обеспечения, хотя и нуждаются в уточнении.
В указанных выше определениях понятия помощи авторы отмечают алиментарный характер их предоставления. В.М.Андреев соглашаясь с таким признаком помощи, считает, что социально-алиментарная природа всех помощи заключается лишь в безэквивалентном предоставлении последних. Такой взгляд нуждается, по нашему мнению, в более детальном рассмотрении, поскольку другие авторы, раскрывая алиментарный характер помощи не указывают, что они предоставляются лишь на безэквивалентной основе6.
Понятие социальной алиментарности наиболее полно было исследовано в трудах Р.И. Ивановой, которая считает, что под ней следует понимать способ предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе в объеме нормального уровня жизненного стандарта, который сложился на данном этапе развития общества безвозмездно, безэквивалентно, а не в порядке соответствующих действий за новый встречный труд, без применения договорных принципов из фонда социального обеспечения.
Следовательно, кроме безэквивалентности, виды социального обеспечения могут предоставляться и безвозмездно. За нехваткой ссылки на безоплатность в определении понятия помощи, можно сделать вывод, что помощи предоставляются безвозмездно и безэквивалентно.
Такие способы предоставления материальных благ не потеряли свою актуальность и в современных условиях, о чем свидетельствует позиция Е.Е.Мачульской. По мнению Р.И. Ивановой, безоплатность - это такое распределение, которое приближается к распределению за потребностями, безэквивалентность - это распределение материальных благ, которое происходит с учетом трудового вклада. Е.Е.Мачульская считает, что безоплатность в современных условиях означает нехватку связи с трудовой деятельностью или уплатой страховых взносов, а безэквивалентность - это предоставление видов социального обеспечения с учетом трудового (страхового) стажа или на льготных условиях с частичной оплатой стоимости.
Согласиться с тем, что помощи предоставляются лишь безэквивалентно, нельзя. Примером предоставления помощи на безоплатной основе может быть пособие беженцам, какая предоставляется иностранцам и лицам без гражданства, которые вынуждены оставить государство, гражданами которого они являются, является ли которая их местожительством постоянного.
Эта помощь предоставляется без любой связи с трудовым (страховым) стажем и не зависит от уплаты страховых взносов, о чем свидетельствует анализ "Порядка предоставления беженцам пособия и пенсии". Таким образом помощи как алиментарные выплаты могут предоставляться безвозмездно и безэквивалентно.
В названных понятиях отмечается, что помощи предоставляются из определенных фондов. В науке права социального обеспечения есть разные позиции по поводу того, которые это должны быть фонды, : для неработоспособных, фонды общественного потребления фонды ли социального обеспечения.
В научной литературе высказывается мысль о предоставлении видов социального обеспечения за счет внебюджетных фондов и средств государственного бюджета. С такой мыслью можно частично согласиться.
Можно утверждать, что выплаты проводятся за счет как специально созданных фондов, так и за счет средств государственного и местных бюджетов.
В праве социального обеспечения не имеет противоречивых взглядов относительно внешней формы помощи. Все они являются денежными выплатами. Но относительно длительности выплат помощи, то единственной мысли не имеет. Р.И. Иванова считает, что все помощи - это периодические денежные выплаты. С такой мыслью не соглашаются И.В.Гущин, Т.М.Кузьмиа но другие авторы, которые справедливо указывают на периодичность и одноразовость выплат помощи.
Одним из признаков понятия помощи есть цель их предоставления. Помощи предоставляются с целью замены потерянного заработка по уважительной причине, для покрытия дополнительных расходов (предоставляются вместе с главными источниками существования) и с целью предоставления средств для существования, если таких не имеет7.
Поскольку прожиточный минимум предоставляется с целью обеспечения нормального функционирования организма человека, то по нашему мнению, целью предоставления помощи должно быть не только предоставление средств для существования, а обеспечение прожиточного минимума.
Можно виделить тaкие основные направления поддержки малообеспеченных слоев населения:
1) Универсальные, или категориальные виды социальной помощи. Такой вид государственной, поддержки направлен на поддержку определенных групп населения и, как правило, не зависит от материального состояния получателей.
2) Адресная помощь, или такая, которая предоставляется зависимо от имеющихся средств к существованию. Адресная помощь предназначена для поддержки наиболее нуждающихся слоев населения и зависит От имущественного состояния и среднемесячного совокупного дохода семьи. Часто такая помощь не имеет фиксированного размера, поскольку размер помощи зависит от материального состояния каждой конкретной семьи.
Социальная помощь — это пособие и помощь в натуральной форме, которая по большей части финансируется из бюджета и добровольных пожертвований и платятся людям, которые находятся в нужде, как на основе проверки их дохода и средств существования, так и за определенными критериями без проверки дохода. Это значит также, что одни прослойки населения будут пользоваться благами программы помощи, а другие будут исключены из сферы ее действия. Размер помощи, которую получают самые нищенские группы населения, может быть меньший, чем помощь менее нищенским.
Задание социальной помощи — облегчить материальное состояние людей, которые очутились в трудном материальном положении, независимо от их трудовой деятельности.
Социальная помощь по существу отличается от социального страхования. Для получения выплат по социальному страхованию единственным условием является то, чтобы человек был застрахован. Этим она получает право на получение пенсии, помощи по безработице, по временной неработоспособности и тому подобное. Это право по большей части добывается в течение трудовой деятельности. Выплаты по социальному страхованию предоставляются независимо от материального состояния. Даже если человек получил наследство и стал миллионером, все равно ей будет выплачиваться пенсия или другая помощь, если она работала и имеет соответствующий страховой стаж.
Другое дело — социальная помощь. Она предоставляется лишь тем, кто очутился в нужде, бедности за определенными критериями, на усмотрение органов, которые ее подают. Она охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования, предоставляется наименее защищенным и наиболее нищенским категориям населения, как правило, индивидуально8.
Следовательно, обобщая изложенные выше признаки, под помощью надо понимать одноразовые или периодические денежные выплаты алиментарного характера, которые предоставляются на условиях и в размерах, предвиденных законодательством, с целью предоставления дополнительных средств к основным средствам существования или замены потерянного по уважительной причине заработка или с целью обеспечения прожиточного минимума, за счет соответствующих фондов или средств государственного и местных бюджетов.
1.3. Формирование системы социальной помощи, ее законодательная и финансовая почва
На развитие и координацию социальной политики, социальной защиты, системы предоставления услуг, обслуживания граждан преклонных лет, инвалидов и других слоев населения направлен целый ряд государственных документов, законов, указов, постановлений, распоряжений и другое.
Основополагающим документом является Конституция РФ, в которой указано, что граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право их на обеспечение полной, частичной или временной потери работоспособности, казни кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старосте и в иных случаях, предвиденных законом.
Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; создание сети государственных, коммунальных, частных заведений для ухода за неработоспособными.
Другие статьи Конституции РФ гарантируют такие права человека, как право на образование, жилье, здравоохранение и другие права. Кроме Основного Закона вопросы социальной защиты поданы в целом ряду других законов государства и подзаконных актах.
В настоящее время система социального обслуживания должна быть направлена на реформирование системы социального обслуживания и предоставления помощи малообеспеченным слоям населения, направляться на разработка новых механизмов реализации действующих законодательных актов по вопросам социальной политики, последовательное осуществление мероприятий по развитию и укреплению системы социальной защиты населения, совершенствования механизма финансирования предоставления социальной помощи, которая обеспечит гарантированный государством уровень социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Приоритетными направлениями в этой сфере должны быть:
─ усовершенствование работы органов социальной защиты населения;
─ развитие сети учреждений, которые будут заниматься организацией комплексного социального обслуживания по месту жительства граждан преклонных лет и инвалидов9.
Для этого необходимо:
─ повысить качество социального обслуживания граждан преклонных лет, инвалидов в территориальных центрах социального обслуживания пенсионеров и одиноких неработоспособных граждан в интернатных учреждениях, дома, привлечь к сотрудничеству с государственными учреждениями негосударственные общественные организации, фонды для предоставления помощи малообеспеченным слоям населения;
─ ввести для материального обеспечения слоев населения, с учетом их индивидуальных потребностей, систему предоставления платных социальных услуг в домашних условиях и в интернатных учреждениях;
─ осуществить строительство специальных жилых домов для ветеранов войны и труда с комплексом служб социально-бытового, медицинского назначения.
Социальная помощь предоставляется гражданам РФ, а также иностранцам, лицам без гражданства и членам их семей, которые постоянно проживают в России на условиях, предвиденных законодательством РФ и международными соглашениями.
В России предвидены следующие виды социальной помощи:
─ социальная помощь малообеспеченным семьям;
─ социальная помощь, которая предоставляется в стационарных учреждениях;
─ социальная помощь, которая предоставляется дома;
─ одноразовая социальная помощь.
Социальная помощь может предоставляться в таких формах:
─ денежная;
─ натуральная
─ социальные услуги в стационарных учреждениях или дома10.
Социальная помощь в стационарных учреждениях предоставляется неработоспособным лицам в случае частичной или полной потери ими способности к самообслуживанию (при наличии медицинского и социального заключения о потребности посторонней помощи или при отсутствии работоспособных детей, родителей или других лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их удерживать, или невозможности такого содержания по уважительным причинам (проживания в других населенных пунктах, в том числе за рубежом; пребывание в командировке; местах лишения свободы и тому подобное).
К стационарным учреждениям и организациям, которые оказывают социальную помощь принадлежат:
дома-интернаты для граждан преклонных лет и инвалидов; стационарные отделения территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и одиноких неработоспособных граждан.
Социальная помощь кроме государственных институций может предоставляться также общественными, религиозными и благотворительными организациями а также отдельными гражданами, другими предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, которые имеют лицензию на право осуществления этой деятельности.
Стационарные учреждения и организации, которые оказывают социальную помощь, воздерживаются за счет местных бюджетов, средств лиц, которые пользуются услугами этих учреждений, или их детей (родителей) или других лиц, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их удерживать.
Стационарные учреждения могут также воздерживаться за счет средств социальных а также благотворительных фондов, а также пожертвований отдельных граждан, предприятий, учреждений и организаций, других источников, не запрещенных законодательством.
Социальная помощь дома предоставляется одиноким лицам в случае частичной потери способности к самообслуживанию (при наличии медицинского и социального заключения о потребности посторонней помощи) и отсутствию работоспособных детей или других лиц, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их удерживать.
Информация о работе Виды и размер государственной социальной помощи