Государственная социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексное изучение государственной социальной помощи как явления социально-правовой действительности.
В процессе разработки проблемы решались также следующие конкретные задачи:
- произвести системный анализ государственной социальной помощи в рамках концепции социального государства;
- рассмотреть социальную помощь как неотъемлемый элемент государственной системы социальной защиты населения;
- исследовать конкретные виды государственной социальной помощи.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ……….…….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............…………………10
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................…………………12
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….15
2.1. Виды государственной социальной помощи ………………..……………15
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...16
3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи...............……………………………………………………..…………..20
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….20
3.2. Порядок назначения и отказа в назначении государственной социальной помощи…………………………………………………………….22
3.3. Особенности предоставлении отдельных видов социальной помощи по законодательству Оренбургской области……………………………..……….25
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Социальная помощь.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение ………………………………………………………………….……….3

1. Понятие и  цели государственной социальной  помощи ……………….…… 6

1.1. Законодательство  о государственной социальной  помощи ……….…….. 6

1.2. Понятие государственной  социальной помощи .............…………………10

1.3. Цели государственной  социальной помощи ...................…………………12

2. Виды и размер  государственной социальной помощи………………….….15

2.1. Виды государственной  социальной помощи ………………..……………15

2.2. Размер государственной  социальной помощи ...............…………..……...16

3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи...............……………………………………………………..…………..20

3.1. Получатели  государственной социальной помощи ..........……………….20

3.2. Порядок   назначения  и отказа в назначении  государственной  социальной  помощи…………………………………………………………….22

3.3. Особенности  предоставлении отдельных видов  социальной помощи по законодательству  Оренбургской области……………………………..……….25

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Формирование  в России экономики рыночного  типа привело к возникновению  новых социальных рисков. Особое место  среди них занимает бедность, масштабы которой неуклонно растут. К началу XXI века за чертой бедности проживало примерно 30% населения России. Около 10% населения не имеют необходимых средств для потребления в достаточном количестве даже самых дешевых продуктов питания.

      Бедность  не является национальным феноменом  России. Борьба с бедностью - одно из важнейших направлений деятельности международных организаций. Так, 1996г. был объявлен ООН Международным годом борьбы с бедностью. А начиная с 1997г., ООН провозгласила Первое десятилетие борьбы с бедностью. Международная Организация Труда (МОТ) постоянно ведет работу по измерению и мониторингу бедности, разрабатывает рекомендации по ее преодолению. Изучением бедности занимаются и региональные международные организации, в частности, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Совет Европы и другие.

      Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

      Цель исследования - комплексное изучение государственной социальной помощи как явления социально-правовой действительности.

      В процессе разработки проблемы решались также следующие конкретные задачи:

      - произвести системный анализ  государственной социальной помощи  в рамках концепции социального государства;

      - рассмотреть социальную помощь  как неотъемлемый элемент государственной  системы социальной защиты населения; 

      - исследовать конкретные виды государственной социальной помощи.

      Результаты  исследования получены на основе применения общенаучного диалектического метода.

      Наряду  с этим в процессе анализа использовались: сравнительно-правовой, историко-правовой, системный и социологический  методы, а также метод юридико-догматического толкования правовых норм и институтов.  
           Первичным материалом для юридического анализа, выводов и обобщений послужили нормы международных договоров, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые Оренбургской области.  
Основу для теоретических выводов составили труды известных ученых-юристов: Е.Г.Азаровой, С.С.Алексеева, Э.М.Аметистова,  
В.С.Андреева, М.В.Баглая, Н.А.Вигдорчика, Н.В.Витрука, Л.В.Забелина, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, С.А.Иванова, И.Я.Киселева, Р.З.Лившица, М.В.Лушниковой, Е.Е.Мачульской, В.К.Миронова, М.И.Полупанова, Субботенко, В.А.Тарасовой, Б.Н.Топорнина, Э.Г.Тучковой, В.И.Усенина, В.Ш.Шайхатдинова и других.
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и цели  государственной  социальной помощи

1.1. Законодательство  о государственной  социальной помощи 

      Статья 7 Конституции Российской Федерации  закрепляет за Россией статус социального  государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека/1/.

      В этой статье явно прослеживается влияние  международно-правовых актов и, в  частности, Конвенции МОТ № 117 1962г. «Об основных целях и нормах социальной политики». Согласно ст.1 этой Конвенции, всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу.   
1 Конвенции и рекомендации МОТ 1957-1990г. Т.1. Женева. 1990. С.1233.  
Термин «социальное государство» содержится в конституциях многих европейских стран (Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Франции и других). При этом в каждой стране социальное государство характеризуется национальным своеобразием, обусловленным особенностями истории, географического положения, состояния производительных сил, культуры и т.п.

      Российская  модель социального государства  отличается от существующих в зарубежных странах по многим параметрам из-за огромной разницы в условиях формирования социальной государственности.

        Во-первых, в развитых зарубежных  странах вопрос о социальной  ориентации государства возник  только после создания мощного  экономического потенциала и  упрочения основ правового государства,  что позволило перераспределять  доходы между различными слоями населения, практически не ущемляя свободы и автономии собственников. При этом любое падение производства неизбежно влекло сокращение социальных расходов.

      Во-вторых, сложившееся гражданское общество, несмотря на идею индивидуализма, воспринимало заботу о бедных как естественную и обязательную функцию государства.

      В-третьих, в основе социальных программ зарубежных стран лежали либерально-демократические  ценности /7 /.

      С сожалением приходится констатировать, что указанные условия в России отсутствуют. Изменение социально-экономического строя не привело к образованию «среднего слоя» собственников, неупорядоченная приватизация превратила бывшие государственные монополии в корпоративные, которые сдерживают развитие конкуренции и фактически диктуют ценообразование. Доходы подавляющего большинства населения России (заработная плата, пенсии, пособия и различные социальные выплаты) являются крайне низкими и не могут обеспечить достойного уровня жизни. Государство не имеет стабильной экономики, необходимой для осуществления широких социальных функций и долговременной социальной политики. Несмотря на провозглашение России социальным государством, обществу навязываются жесткие стандарты социальной политики, сводящие к минимуму всякое вмешательство в экономические процессы. Поэтому в современных условиях идею социального государства можно рассматривать лишь как программную установку для перспективного развития страны.

      Законодательство  о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      Закон «О государственной социальной помощи»  закрепляет понятие государственной  социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы /2 /.

      Закон «О государственной социальной помощи»  закрепляет понятие государственной  социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.

      Этот  важнейший федеральный закон  также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

      -принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

      -разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ;

      -формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

      -установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

      В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

      Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ»

      Данный  Федеральный закон устанавливает  правовую основу для определения  прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.

      Федеральный закон «О прожиточном минимуме в  РФ» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации /3 /.

      Необходимо  также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета  и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

      Данный  закон определяет, какие виды доходов  должны учитываться при определении  среднедушевого дохода, а также как  должен рассчитываться среднедушевой  доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.

      Издание этого закона своеобразно дополняет  Федеральный закон РФ «О государственной  социальной помощи», так как в  вышеназванном законе не определялся  порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

      Предоставление  государственной социальной помощи также регулируется законодательством  субъектов Российской Федерации. 
 
 

1.2. Понятие государственной социальной помощи

 

      Любая отрасль науки развивается в  результате исследования объективной  действительности и разработки адекватного  ей понятийного аппарата. Правовая наука изучает прежде всего содержание правовых норм, выраженное в тексте законов и иных нормативных правовых актов, особенности их воздействия на общественные отношения в целях выявления эффективности действующего механизма правового регулирования и внесения предложений по его совершенствованию.  
В 90-х годах XX века в связи с формированием экономики рыночного типа в Российской Федерации возникла необходимость упорядочения социально-экономических отношений путем принятия соответствующего законодательства. Появилось большое количество новых для российской юридической науки понятий, нуждающихся в глубоком теоретическом анализе, в том числе и в области социального обеспечения. Одним из них является понятие «государственная социальная помощь».

Информация о работе Государственная социальная помощь