Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:18, курсовая работа
Цель исследования - комплексное изучение государственной социальной помощи как явления социально-правовой действительности.
В процессе разработки проблемы решались также следующие конкретные задачи:
- произвести системный анализ государственной социальной помощи в рамках концепции социального государства;
- рассмотреть социальную помощь как неотъемлемый элемент государственной системы социальной защиты населения;
- исследовать конкретные виды государственной социальной помощи.
Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ……….…….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............…………………10
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................…………………12
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….15
2.1. Виды государственной социальной помощи ………………..……………15
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...16
3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи...............……………………………………………………..…………..20
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….20
3.2. Порядок назначения и отказа в назначении государственной социальной помощи…………………………………………………………….22
3.3. Особенности предоставлении отдельных видов социальной помощи по законодательству Оренбургской области……………………………..……….25
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..38
Оглавление
Введение ………………………………………………………
1. Понятие и
цели государственной
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ……….…….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............…………………10
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................…………………12
2. Виды и размер
государственной социальной
2.1. Виды государственной
социальной помощи ………………..…………
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...16
3. Порядок
и условия предоставления государственной
социальной помощи...............………………………
3.1. Получатели
государственной социальной
3.2. Порядок
назначения и отказа в назначении
государственной социальной помощи…………………………………………………………….
3.3. Особенности
предоставлении отдельных
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..38
Введение
Формирование в России экономики рыночного типа привело к возникновению новых социальных рисков. Особое место среди них занимает бедность, масштабы которой неуклонно растут. К началу XXI века за чертой бедности проживало примерно 30% населения России. Около 10% населения не имеют необходимых средств для потребления в достаточном количестве даже самых дешевых продуктов питания.
Бедность не является национальным феноменом России. Борьба с бедностью - одно из важнейших направлений деятельности международных организаций. Так, 1996г. был объявлен ООН Международным годом борьбы с бедностью. А начиная с 1997г., ООН провозгласила Первое десятилетие борьбы с бедностью. Международная Организация Труда (МОТ) постоянно ведет работу по измерению и мониторингу бедности, разрабатывает рекомендации по ее преодолению. Изучением бедности занимаются и региональные международные организации, в частности, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Совет Европы и другие.
Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.
Цель исследования - комплексное изучение государственной социальной помощи как явления социально-правовой действительности.
В процессе разработки проблемы решались также следующие конкретные задачи:
-
произвести системный анализ
государственной социальной
-
рассмотреть социальную помощь
как неотъемлемый элемент
- исследовать конкретные виды государственной социальной помощи.
Результаты исследования получены на основе применения общенаучного диалектического метода.
Наряду
с этим в процессе анализа использовались:
сравнительно-правовой, историко-правовой,
системный и социологический
методы, а также метод юридико-догматического
толкования правовых норм и институтов.
Первичным
материалом для юридического анализа,
выводов и обобщений послужили нормы международных
договоров, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, законы и иные нормативные
правовые Оренбургской области.
Основу для теоретических выводов составили
труды известных ученых-юристов: Е.Г.Азаровой,
С.С.Алексеева, Э.М.Аметистова,
В.С.Андреева, М.В.Баглая, Н.А.Вигдорчика,
Н.В.Витрука, Л.В.Забелина, А.Д.Зайкина,
М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, С.А.Иванова,
И.Я.Киселева, Р.З.Лившица, М.В.Лушниковой,
Е.Е.Мачульской, В.К.Миронова, М.И.Полупанова,
Субботенко, В.А.Тарасовой, Б.Н.Топорнина,
Э.Г.Тучковой, В.И.Усенина, В.Ш.Шайхатдинова
и других.
1. Понятие и цели государственной социальной помощи
1.1.
Законодательство
о государственной
социальной помощи
Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет за Россией статус социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека/1/.
В
этой статье явно прослеживается влияние
международно-правовых актов и, в
частности, Конвенции МОТ № 117 1962г.
«Об основных целях и нормах социальной
политики». Согласно ст.1 этой Конвенции,
всякая политика должна прежде всего направляться
на достижение благосостояния населения,
а также на поощрение его стремления к
социальному прогрессу.
1 Конвенции и рекомендации МОТ 1957-1990г.
Т.1. Женева. 1990. С.1233.
Термин «социальное государство» содержится
в конституциях многих европейских стран
(Германии, Греции, Дании, Испании, Италии,
Нидерландов, Португалии, Франции и других).
При этом в каждой стране социальное государство
характеризуется национальным своеобразием,
обусловленным особенностями истории,
географического положения, состояния
производительных сил, культуры и т.п.
Российская модель социального государства отличается от существующих в зарубежных странах по многим параметрам из-за огромной разницы в условиях формирования социальной государственности.
Во-первых, в развитых зарубежных
странах вопрос о социальной
ориентации государства возник
только после создания мощного
экономического потенциала и
упрочения основ правового
Во-вторых,
сложившееся гражданское
В-третьих, в основе социальных программ зарубежных стран лежали либерально-демократические ценности /7 /.
С сожалением приходится констатировать, что указанные условия в России отсутствуют. Изменение социально-экономического строя не привело к образованию «среднего слоя» собственников, неупорядоченная приватизация превратила бывшие государственные монополии в корпоративные, которые сдерживают развитие конкуренции и фактически диктуют ценообразование. Доходы подавляющего большинства населения России (заработная плата, пенсии, пособия и различные социальные выплаты) являются крайне низкими и не могут обеспечить достойного уровня жизни. Государство не имеет стабильной экономики, необходимой для осуществления широких социальных функций и долговременной социальной политики. Несмотря на провозглашение России социальным государством, обществу навязываются жесткие стандарты социальной политики, сводящие к минимуму всякое вмешательство в экономические процессы. Поэтому в современных условиях идею социального государства можно рассматривать лишь как программную установку для перспективного развития страны.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы /2 /.
Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.
Этот важнейший федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:
-принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;
-разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ;
-формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;
-установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ»
Данный
Федеральный закон
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации /3 /.
Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.
Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
Предоставление
государственной социальной помощи
также регулируется законодательством
субъектов Российской Федерации.
1.2. Понятие государственной социальной помощи
Любая
отрасль науки развивается в
результате исследования объективной
действительности и разработки адекватного
ей понятийного аппарата. Правовая
наука изучает прежде всего содержание
правовых норм, выраженное в тексте законов
и иных нормативных правовых актов, особенности
их воздействия на общественные отношения
в целях выявления эффективности действующего
механизма правового регулирования и
внесения предложений по его совершенствованию.
В 90-х годах XX века в связи с формированием
экономики рыночного типа в Российской
Федерации возникла необходимость упорядочения
социально-экономических отношений путем
принятия соответствующего законодательства.
Появилось большое количество новых для
российской юридической науки понятий,
нуждающихся в глубоком теоретическом
анализе, в том числе и в области социального
обеспечения. Одним из них является понятие
«государственная социальная помощь».