Государственная социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - комплексное изучение государственной социальной помощи как явления социально-правовой действительности.
В процессе разработки проблемы решались также следующие конкретные задачи:
- произвести системный анализ государственной социальной помощи в рамках концепции социального государства;
- рассмотреть социальную помощь как неотъемлемый элемент государственной системы социальной защиты населения;
- исследовать конкретные виды государственной социальной помощи.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ……….…….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............…………………10
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................…………………12
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….15
2.1. Виды государственной социальной помощи ………………..……………15
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...16
3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи...............……………………………………………………..…………..20
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….20
3.2. Порядок назначения и отказа в назначении государственной социальной помощи…………………………………………………………….22
3.3. Особенности предоставлении отдельных видов социальной помощи по законодательству Оренбургской области……………………………..……….25
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Социальная помощь.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      Первое  в отечественном законодательстве легальное определение государственной социальной помощи содержится в ст.1 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. Согласно данной статье, этим понятием обозначается государственная система предоставления малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

      Приведенная формулировка отражает наиболее существенные признаки социальной помощи, к которым относятся:

      - особые субъекты;

      - источники финансирования;

      - виды помощи.

      Эти признаки являются базовыми для формирования научного представления о государственной  социальной помощи как явлении социально-правовой действительности.

      В нем прямо указаны такие сущностные признаки социальной помощи как особые субъекты (малоимущие лица и семьи) и источники финансирования (федеральный и местные бюджеты, фонды социальной поддержки населения).

      Федеральный закон № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. от 01.07.2011г. содержит другое понятие  термина «государственной социальной помощи».

       В соответствии с законом    государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров /2/.

      В тех случаях, когда граждане не имеют  средств в объеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и разнообразные компенсации), бесплатные или частично-платные (льготные) услуги (на дому, в стационаре и т. п.), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

      Государственная социальная помощь направлена на поддержание  уровня жизни тех категорий населения, чей среднедушевой доход по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

      Источник финансирования социальной помощи – это средства федерального бюджета и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых является принцип адресного и рационального использования средств.

      Адресная  социальная помощь может оказываться  единовременно на период не менее трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация.

      Социальное  пособие – это определенная денежная сумма, которая безвозмездно предоставляется  малоимущему лицу за счет средств  бюджетов.

      Субсидия  – это целевая оплата предоставленных малоимущему лицу материальных благ или услуг.

      Компенсация – это возмещение произведенных  малоимущим лицом расходов.

      Государственная социальная помощь назначается компетентным органом по социальной защите населения  по месту жительства или по месту пребывания малоимущего лица на основе его заявления. В нем должны указываться сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем семье имуществе на праве собственности. Эти сведения должны обследоваться комиссионно.

      Нуждаемость – это материальное положение, при котором индивидуальный доход лица или среднедушевой доход семьи по не зависящим от них причинам является ниже прожиточного минимума. В таком случае эти лица признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи.

      Социальной  помощью являются выплаты социальных пенсий и многих видов компенсационных  выплат, которые предоставляются  неадресно (вне зависимости от уровня индивидуального дохода или среднедушевого дохода). Во-первых, они назначаются  лицам, не приобретшим права на какую-либо трудовую пенсию, не имеющим заработка или трудового дохода (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и др.), т. е. являются для них основным источником средств существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, их размеры соотносятся с установленной минимальной оплатой труда, а не с прежним заработком или трудовым доходом обратившегося. 

      1.3. Цели государственной  социальной помощи

      Государственная социальная помощь оказывается в целях:

      - поддержания уровня жизни малоимущих  семей, а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины  прожиточного минимума, установленного  в соответствующем субъекте Российской  Федерации;

      - адресного использования бюджетных  средств; 

      - усиления адресности социальной  поддержки нуждающихся граждан; 

      - создания необходимых условий  для обеспечения всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества  социальных услуг; 

      - снижения уровня социального неравенства;

      - повышения доходов населения/2/.

      Для достижения всех этих целей и повышения  уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника  денежных доходов населения; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

      Уровень жизни характеризует меру и степень  удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

      Такое широкое толкование уровня жизни  характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

      Важный  показатель уровня жизни – минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

      Бедные, или малоимущие, – это люди, чей  месячный доход на одного члена семьи  меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди. Важнейшая характерная черта государственной социальной помощи - адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России. 
 
 
 

2. Виды и размер  государственной  социальной помощи

2.1. Виды государственной  социальной помощи

      Оказание  государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

      - денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии и другие  выплаты);

      - натуральная помощь (топливо, продукты  питания, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной  помощи).

      В состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам из числа указанных выше категорий, включаются следующие социальные услуги:

      - дополнительная бесплатная медицинская  помощь, в том числе предусматривающая  обеспечение в соответствии со  стандартами медицинской помощи  по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

      - бесплатный проезд на пригородном  железнодорожном транспорте, а также  на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно. 

      При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.  
 
 

      2.2. Размер государственной  социальной помощи  

      Размер государственной  социальной помощи, оказываемой в  соответствии с главой 11 ФЗ № 178 от 01.07.2011г., определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина для признания  их малоимущими и оказания им государственной  социальной помощи установлен соответствующим Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ /2/.

      Учет  доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе  семьи, доходах членов семьи или  одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

      Расчет  среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).

      В состав малоимущей семьи при расчете  среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

      При расчете среднедушевого дохода в  состав семьи не включаются:

      - военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву в качестве  сержантов, старшин, солдат или  матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных  учреждениях профессионального  образования и не заключившие  контракта о прохождении военной службы;

      - лица, отбывающие наказание в  виде лишения свободы, лица, в  отношении которых применена  мера пресечения в виде заключения  под стражу, а также лица, находящиеся  на принудительном лечении по  решению суда;

      - лица, находящиеся на полном государственном обеспечении /5 /.

      Среднедушевой доход семьи при решении вопроса  о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления  одной трети суммы доходов  всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

      При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

      Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим  гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Информация о работе Государственная социальная помощь