Виды социальной перцепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Краткое описание

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению.

Оглавление

Введение 3
1.Социальная перцепция 4
2.Виды социальной перцепции 6
3.Структура социальной перцепции 7
4.Механизмы социальной перцепции 13
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат Поляков.docx

— 125.03 Кб (Скачать)

  Министерство  транспорта Российской Федерации

  Федеральное агентство железнодорожного транспорта

  Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

  Иркутский государственный университет путей  сообщения 

  Кафедра: «Таможенное  дело» 

  Реферат

  По  дисциплине: "Практикум по управлению взаимодействием профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов"

  Тема: «Виды социальной перцепции»

   
 

              Выполнила: студентка 5-го курса очной                формы обучения факультета управления процессами перевозок, группы Т-07-1.

              Татаринова  Ю.А. 

              Научный руководитель:

              Поляков М.А.  
               
               
               

  Иркутск 2011

  Содержание

  Введение 3

  1.Социальная  перцепция 4

  2.Виды  социальной перцепции 6

  3.Структура  социальной перцепции 7

  4.Механизмы  социальной перцепции 13

  Заключение 20

  Список  используемой литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в  контакт с окружающими нас  людьми, формируем межличностные  взаимоотношения, целые группы людей  образовывают связи между собой  и таким образом каждый из нас  оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как  мы относимся к собеседнику, какие  отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной  оценки формируется определенное отношение  к собеседнику, и делаются отдельные  выводы о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения  и относится к социальной перцепции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Социальная перцепция

  Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих  себя, во многом определяет процесс  общения, отношения, складывающиеся между  партнерами, и способы, с помощью  которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс  познания и понимания одним человеком  другого выступает как обязательная составная часть общения, условно  она может быть названа перцептивной стороной общения.

  Прежде  чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны  общения, необходимо уточнить употребляемые  здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как  «социальная перцепция». Это понятие  в данном случае употреблено не слишком  точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

  Понятие «социальная перцепция» включает все  то, что в общепсихологическом  подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить  целостную картину психического мира человека:

  • собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональную оценку;
  • построение стратегии собственного поведения.

  Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

  По  сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и  внешние проявления, которые предоставил  ему наблюдатель. Если сформулировать этот наукообразный текст совсем просто: то как аукнется, так и откликнется. Мы сами формируем отношение к нам других людей.

  Основные  функции социальной перцепции:

  1. познание себя, познание партнера по общению;
  2. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
  3. установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

  Особенности социальной перцепции:

  1. активность;
  2. целостность;
  3. мотивированность.
 
 
 

  2.Виды социальной перцепции

  Социальная  перцепция имеет много разновидностей. К этим разновидностям относятся:

  • восприятие членами группами;
  • восприятие человеком;
  • восприятие группой;
  • восприятие группой другой группы.

     В полном объеме процессы социальной перцепции – это сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия (рис. 1).

   Рис. 1. Варианты социально-перцептивных процессов

   Когда субъектом восприятия выступает  индивид, то он может воспринимать другого  индивида, принадлежащего к «своей»  группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре разных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Еще сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия выступает целая группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена (5), восприятие группой представителя другой группы (6), восприятие группой самой себя (7), восприятие группой в целом другой группы (8).

   Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а  о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

   Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном  “Я” (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты-концепция”), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (“Мы-концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

   Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания  участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).

  3.Структура  социальной перцепции

  Для того чтобы полностью разобраться  в структуре социальной перцепции, рассмотрим как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому. Очень емко суть процесса социального познания охарактеризовал С.Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план».

  Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий  поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий  на остановке человек спокоен  и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав  подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание.

  Если  же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить  по-другому: «Почему у него руки в  карманах? Как он быстро надвигается  на меня! У него может быть худое  на уме. Вид больно подозрительный...»  Подумав таким образом, человек  скроется в тень («от греха подальше»).

  Весь  описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен  в виде схемы:

   Естественно, возникает вопрос: от чего зависит, чем определяется эффективность  процесса социальной перцепции?

   Один  из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических  и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы  индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые  различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным  анализ выражения эмоций посредством  жестов. В целом дети больше, чем  взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие  отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.). Было установлено, что учителя замечают и оценивают  в своих учениках иные качества и  черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное  несовпадение имеет место при  восприятии и оценке руководителями подчиненных, и наоборот. Значительно  влияет на процесс восприятия профессия  наблюдателя. Так, педагоги при оценке людей в значительной степени  ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы “запускают” определенную схему социальной перцепции.

   Исследования  психологических свойств объекта  восприятия являются попыткой ответить на вопрос, какие психологические  и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем.

   Люди, оценивая партнера по общению, прежде всего, обращают внимание на: выражение  его лица (мимику), способы выражения  чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Психологи  А.А.Бодалев и В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку – это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик и долго его носит, стоит ей появиться без парика – она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически (панки, хиппи и т.д.). Это резко выделяет их на фоне других людей. Логично было бы предположить -  если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание в обществе – смените прическу.

Информация о работе Виды социальной перцепции