Виды социальной перцепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Краткое описание

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению.

Оглавление

Введение 3
1.Социальная перцепция 4
2.Виды социальной перцепции 6
3.Структура социальной перцепции 7
4.Механизмы социальной перцепции 13
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат Поляков.docx

— 125.03 Кб (Скачать)

   Изучение  перцепции показывает, что можно  выделить ряд универсальных психологических  механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека.

  Схема первого впечатления: В основе лежит «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении. Выделяют три основных фактора, ответственных за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления:

  • превосходство,
  • привлекательность,
  • сходство.

  Соответственно  они выделяют и три схемы формирования первого впечатления.

  Первая  схема начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту, материальному положению и т.п.). Суть происходящего дальше состоит в том, что наблюдатель оценивает наблюдаемого значительно выше и по остальным значимым параметрам. Умный (с точки зрения наблюдателя) человек становится и весьма порядочным, и ответственным. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

  Вторая  схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядочными. Согласитесь, экспериментальные данные в чем-то противоречат расхожим идеям, которые распространены в бытовом сознании: красивые женщины и (особенно) мужчины чаще всего эгоистичны и не очень умны.

  Третья  схема восприятия партнера запускается его сходством с наблюдаемым. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен оценивать выше и по прочим психологическим показателям. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения, например, «правило трех «да»: если человек в разговоре три раза подряд ответил на вопросы «да» (пусть самые простые), ты можешь рассчитывать на его большую благосклонность при решении принципиальных вопросов. На этом же построена и замечательная универсальная формула взаимопомощи и сотрудничества Маугли:«Мы с тобой одной крови, ты и я».

  Стереотипизация. Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.

  Разные  социальные группы, реальные (нация) или  идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.

  Идентификация - уподобление себя другому. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

  Эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, потому что трудно вообразить чувство другого, которое сам никогда не испытывал.

  Р. Бернс в своей книге приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии:

  • проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;
  • способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир;
  • готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что происходит с человеком.

    «Социальная рефлексия»  - это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

  Чем шире круг общения, чем больше разнообразных  представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете  человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Таким  образом, раскрывая другим в процессе общения своей внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.

  Аттракция. В данном контексте этот термин означает механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Причем не важно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого вам человека. Аттракция не гарантирует формирования «объективного» взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения А. Маслоу, аттракция — это путь к объективности: «... восприятие любящего человека... позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит». Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта любви. Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает замечательный психолог-гуманист, значит, ты объективен в своих оценках.

  Каузальная  атрибуция  -  интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.

  Этапы:

  - наблюдение за поведением человека

  - логический вывод о намерениях  человека

  - приписывание человеку мотивов  поведения

  Стили атрибуции: Внутренняя (диспозитивная) атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками. Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.

  Самоподача  и проблема открытости. Самоподача — это предъявление себя другим. Самоподача может быть искренней и манипулятивной. В первом случае человек транслирует свои истинные чувства и состояния в тех экспрессивных формах, которые ему доступны. Манипулятивная самоподача — это управление вниманием наблюдателя, целенаправленное формирование впечатления о себе. Она не предполагает глубокого знания себя и, естественно, не предполагает искренности.

    Самораскрытие — это искусство. Это особое отношение к себе, другому и тому отношению, которое способствует формированию доверительности, освобождает мощный терапевтический потенциал общения. Самораскрытие — обоюдоострое оружие. Оно может провоцировать и разрушительные силы. Например, в тех ситуациях, когда партнер не готов к принятию искренности и открытости поведения коммуникатора.

  В повседневной жизни многие люди, не считающие себя и не являющиеся по сути «профессиональными» манипуляторами, применяют приемы управляемой самоподачи. Для этого очень активно используют элементы оформления внешности: цвет, силуэт, цена одежды и прочих аксессуаров, а также различные поведенческие  приемы: изменение походки, управление своей жестикуляцией, мимикой. В  ряде случаев такое управление восприятием  достаточно оправданно. Например, стиль  одежды школьного педагога влияет на отвлекаемость его учеников. Очень  яркая, неформальная одежда не способствует их общей концентрации на содержании занятия.

  Становится  очевидным, что тип самоподачи зависит  от изначальных целей общения, общих  социальных установок человека.  


Информация о работе Виды социальной перцепции