Виды социальной перцепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Краткое описание

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению.

Оглавление

Введение 3
1.Социальная перцепция 4
2.Виды социальной перцепции 6
3.Структура социальной перцепции 7
4.Механизмы социальной перцепции 13
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат Поляков.docx

— 125.03 Кб (Скачать)

  Каузальная  атрибуция  -  интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.

  Этапы:

  - наблюдение за поведением человека

  - логический вывод о намерениях  человека

  - приписывание человеку мотивов  поведения

  Стили атрибуции: Внутренняя (диспозитивная) атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками. Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.

  Самоподача  и проблема открытости.

  Самоподача — это предъявление себя другим. Как мы уже говорили, поведение и внешние признаки наблюдаемого человека являются текстом, с помощью которого он транслирует некоторый авторский замысел: свое состояние, чувства, отношения, мнения и другое. Эффективность прочтения этого текста зависит не только от проницательности и перцептивной умелости наблюдателя, но и от того, насколько предложенный наблюдаемым текст соответствует замыслу. Выразил ли он то, что хотел? И здесь видится как минимум две проблемы. Первая: осознает ли наблюдаемый те состояния и переживания, которые намерен транслировать? Понимает ли он себя? По своей сути эта проблема лежит в области самосознания. И вторая: имеет ли он в своем арсенале выразительные средства, которые помогли бы ему транслировать замысел? Это проблема экспрессивной грамотности человека.

  Самоподача  может быть искренней и манипулятивной.

  В первом случае человек транслирует  свои истинные чувства и состояния  в тех экспрессивных формах, которые  ему доступны. Успешность социальной перцепции со стороны самого наблюдаемого в данном случае обеспечивается осознанностью  своего замысла, использованием адекватных средств самовыражения и тем  трудно определяемым состоянием души, которое именуется искренностью. Под искренностью К. Роджерс понимал естественность и спонтанность реакций на слова и чувства собеседника.

  Манипулятивная самоподача — это управление вниманием наблюдателя, целенаправленное формирование впечатления о себе. Она не предполагает глубокого знания себя и, естественно, не предполагает искренности.

    Самораскрытие — это искусство. Это особое отношение к себе, другому и тому отношению, которое способствует формированию доверительности, освобождает мощный терапевтический потенциал общения. Самораскрытие — обоюдоострое оружие. Оно может провоцировать и разрушительные силы. Например, в тех ситуациях, когда партнер не готов к принятию искренности и открытости поведения коммуникатора.

  В повседневной жизни многие люди, не считающие себя и не являющиеся по сути «профессиональными» манипуляторами, применяют приемы управляемой самоподачи. Для этого очень активно используют элементы оформления внешности: цвет, силуэт, цена одежды и прочих аксессуаров, а также различные поведенческие  приемы: изменение походки, управление своей жестикуляцией, мимикой. В  ряде случаев такое управление восприятием  достаточно оправданно. Например, стиль  одежды школьного педагога влияет на отвлекаемость его учеников. Очень  яркая, неформальная одежда не способствует их общей концентрации на содержании занятия.

  Становится  очевидным, что тип самоподачи зависит  от изначальных целей общения, общих  социальных установок человека.

  Заключение

  Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

  Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему  субъекту. Воздействуя на субъект  восприятия, воспринимаемый человек  стремиться трансформировать представление  о себе в благоприятную для  своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения  воспринимаемой реальности, а на смысловых  и оценочных интерпретациях воспринимаемого  объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов  характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева; М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
  2. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии»/ Сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская СПб.: Питер Ком,2008 г. - 720с..
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  4. http://www.i-u.ru/biblio/ - Русский гуманитарный интернет-университет

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции.

  Под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

  Социальная  перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее  в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом  перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

  Основные  функции социальной перцепции:

  1. познание себя, познание партнера по общению;
  2. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
  3. установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

  Особенности социальной перцепции:

  1. активность;
  2. целостность;
  3. мотивированность.

  Социальная  перцепция имеет много разновидностей. К этим разновидностям относятся:

  • восприятие членами группами;
  • восприятие человеком;
  • восприятие группой;
  • восприятие группой другой группы.

     В полном объеме процессы социальной  перцепции – это сложная и  разветвленная схема. Она включает  в себя различные варианты  не только объекта, но и субъекта  восприятия (рис. 1).

   Когда субъектом восприятия выступает  индивид, то он может воспринимать другого  индивида, принадлежащего к «своей»  группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную  группу (3); «чужую» группу (4). Еще  сложнее обстоит дело, когда в  качестве субъекта восприятия выступает  целая группа: восприятие группой  своего собственного члена (5), восприятие группой представителя другой группы (6), восприятие группой самой себя (7), восприятие группой в целом  другой группы (8).

   Для того чтобы полностью разобраться  в структуре социальной перцепции, рассмотрим как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого).

  В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых  наиболее информативными являются внешний  облик и. Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом  оценивает их и делает некоторые  умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах  партнера по общению. На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.

  Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий  поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий  на остановке человек спокоен  и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав  подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание.

  Если  же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить  по-другому: «Почему у него руки в  карманах? Как он быстро надвигается  на меня! У него может быть худое  на уме. Вид больно подозрительный...»  Подумав таким образом, человек  скроется в тень («от греха подальше»).

  Весь  описанный выше процесс социальной перцепции может быть представлен  в виде схемы.

  Естественно, возникает вопрос: от чего зависит, чем определяется эффективность  процесса социальной перцепции?

  Один  из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических  и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы  индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия.

  Люди, оценивая партнера по общению, прежде всего, обращают внимание на: выражение  его лица (мимику), способы выражения  чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи.

   Оказалось, первое, что бросается в глаза  и запоминается человеку – это  прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина  надевает парик и долго его  носит, стоит ей появиться без  парика – она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически (панки, хиппи и т.д.). Это резко  выделяет их на фоне других людей. Логично  было бы предположить -  если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание в обществе – смените прическу.

   После прически мы обращаем внимание на глаза  человека. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают  человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно  же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. Не зря известный  американский специалист по общению  Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку – улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные  упражнения перед зеркалом.

   В целом, выражение лица формируется  мимикой, которая у одних людей  бывает очень динамичная, разнообразная, у других – бедная, от чего создается  впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

   Мимические  выражения несут более 70 процентов  информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

   Каждого человека отличает так же определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда люди долго  не видятся, они узнают друг друга  чаще всего не по лицу, которое очень  изменилось, а по отдельным жестам и манере движения.

Информация о работе Виды социальной перцепции