Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:20, контрольная работа
Изучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведе-ние его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесо-образно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение социального контроля………………..……………...5
2. Внешний контроль его виды (формальный и неформальный) Социальные санкции…………………………………………………………………………….14
3. Самоконтроль его сущность и значение…………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..24
2
Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета
экономики и права в г. Усть-Илимске
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права
контрольная работа
по ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
тема: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ
Исполнитель
Студент группы ЭУПу-09
Руководитель
Старший преподаватель
Усть-Илимск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Сущность и значение социального контроля………………..……………...5
2. Внешний контроль его виды (формальный и неформальный) Социальные санкции……………………………………………………………
3. Самоконтроль его сущность и значение…………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство, наблюдаемое нами в суете крупного города. Даже беглого взгляда на городскую жизнь достаточно, чтобы заметить, что десятки тысяч людей в определенное время занимают свои рабочие места без каких – либо видимых корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенное время и строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.
Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем социальным порядком – т.е. системы, включающей в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы. Индивид или группа могут знать, что ожидает от них общество, но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.
Например, живя в городе, мы знаем, что правила дорожного движения будут соблюдаться и без милиционера, который только иногда регулирует их выполнение; рабочие идут на работу в соответствии с графиком без постоянного надзора контролера, который лишь напоминает им о необходимости выполнения графика. Если подобные условия не соблюдаются самими членами общества, то в нем нет порядка. Упорядоченность общества основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии с которыми каждая личность принимает на себя определенные обязанности в отношении других и в тоже время требует от других выполнения ими своих обязанностей, корреспондирующих правам данной личности
Как же эта система взаимных прав и обязанностей может действовать в полную силу? Для объяснения этого социологии используют термин социальный контроль.
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:
обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения; контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.
Отсюда следует, что вознаграждение и наказание — главные элементы социального контроля — одновременно являются эффективными приемами социализации.
Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки — не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются вперед, двоечники остаются на второй год. Оценки — универсальный механизм социализации и социального контроля. В них отражается объективное и получившее институционально закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей. Когда мы говорили о зеркальном "Я", то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без постоянной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном мире социальной жизни. Правда, иногда они выполняют роль «исправного компаса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно. Ведь они насквозь субъективны и иными быть не могут.
В важных социальных процессах — подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений на всех уровнях — общество, и это, согласимся, его право, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент — экспертные оценки.
Экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.
Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную историю, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая современными компьютерными программами школьного тестирования. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выполняют двоякую функцию — социализации и контроля.
А, кроме того, они помогают проводить социальную селекцию — сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно — обучение новым знаниям.
Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.
"Удачники социализации" получают доступ к дефицитным социальным благам — престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. "Неудачники социализации" скатываются на социальное дно общества.
Сделаем принципиально важный вывод: социальный контроль — верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективнейший инструмент — экспертные оценки, на основании которых "социализантов" тестируют, корректируют и селектируют, т.е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.
Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая социализацию и социальный контроль. На другом полюсе — умеренные формы (например, двоечника оставляют на второй год). А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находится увольнение.
Увольнение — элемент социального контроля, применяемый к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурна стандартов поведения, навыков ремесла) или нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).
Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на "социальном дне", пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки — группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.
Итак, выяснили, что для сортирования удачливых, и неудачливых используется механизм социального контроля. Таким образом, оба понятия — социализация и социальный контроль — отражают две стороны одного целого.
Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения и, следовательно, выступают агентами социального контроля.
Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если, конечно, оно заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.
Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.
Переселяясь на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.
Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции повеления и поддержания общественного порядка.
Он включает два главных элемента — нормы и санкции.
Нормы — предписания по поводу того, как надо правильно себя вести в обществе.
Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.
Ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю.
Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название "ценности".
Во втором, более широком значении ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он "штрафует" тех, кто неправильно "переходит улицу". Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция, присущая социальному контролю, иногда противоречия интересам развития прогресса, но он и не стремится к обновлению общества. Это — задача других общественных учреждений.
Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
Затронув одно из важнейших понятий социологии и выяснили, что социальный контроль по отношению к обществу выполняет: охранительную функцию; стабилизирующую функцию.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются "групповыми привычками".
К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927— 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, выполнения которых требовали от новичков, принятых в производственную бригаду, старшие товарищи:
• не держись со "своими" официально;
• не говори начальству то, что может навредить членам группы;
• не общайся с начальством чаще, чем со "своими";
• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются " общими правилами".
Когда мы рассматривали культуру, мы познакомились с большинством из них. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.