Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:20, контрольная работа
Изучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведе-ние его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесо-образно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение социального контроля………………..……………...5
2. Внешний контроль его виды (формальный и неформальный) Социальные санкции…………………………………………………………………………….14
3. Самоконтроль его сущность и значение…………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..24
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказании за отклонение от них, т.е. за девиантность.
Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, при том, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие, но никому не говорить об этом.
Конформизм — цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственны ми указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.
Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля.
Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие он может ожидать официальной награды, а за тяжкое преступление — тюремного заключения. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за этим поступком санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее нарушение санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.
• Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц.
• Санкции никогда не применяются по отношению к самому к себе.
• Если применение санкции совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
Социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.
3. САМОКОНТРОЛЬ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.
Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания или бессознательного, исследуемая уже психологией. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Сознание — самая дешевая и самая эффективная форма социального контроля. Но формируется оно как результат самого дорогого и подчас неэффективного процесса — социализации, в ходе которой индивиду приходится бороться с собственным подсознанием, т.е. с самой неуправляемой силой.
В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он "впал в детство". Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение, поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости.
Приблизительно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству.
Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Имя этому кругу — диктатура.
Часто диктатуру устанавливают на время, во благо граждан и с целью навести порядок. Но она задерживается надолго, во зло людям и приводит к еще большему произволу. Почему же гостья становится хозяином в доме? Привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль. Постепенно они деградируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения (т.е. диктатуры). Иначе говоря, при диктатуре их никто не учит вести себя в соответствии с рациональными нормами.
Часто происходит так: одну диктатуру свергают ради установления другой, быть может, еще более жесткой. Замкнутый круг превращается в безысходный тупик.
Почему такое случается? Дело в том, что взявшиеся за уничтожение старой диктатуры обычно подвергают сомнению саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая обоснование, оправдывающее всякое сопротивление этим нормам. Отказав в разумности старой диктатуре, люди стремятся построить общество вообще безо всякого принуждения. Выходит анархия. Ее верный признак — отсутствие у граждан самоконтроля, ощущение вседозволенности. Чтобы усмирить хаос, и вводится новая диктатура. Но, оказывается, и она обречена, ибо при ней не формируется менталитет самоконтроля.
Самоконтроль — проблема сугубо социологическая, ибо степень его развития характеризует преобладающий в обществе социальный тип людей и складывающуюся форму государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агенты и институты социализации выполняют две функции: обучают ребенка культурным нормам поведения; контролируют, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.
Социальные нормы – это требования, пожелания, предписания и ожидания соответствующего поведения. Они выполняют в обществе очень важные функции, а именно: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество; контролируют поведение; служат образцами, эталонами поведения. Вести контроль за соблюдением социальных норм представляется возможным через социальные санкции, которые представляют собой систему вознаграждения и наказания.
Таким образом, уяснили, что социализация и социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кравченко А.С. Социология: Учебник для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2004. –624с.
2. Мендра А. Основы социологии. Учебное пособие для вузов. М: Издательский дом NOTA BENE, 1998. – 344с.
3. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов специальных учебных заведений. М.: Академический Проект, 200. – 384с.