(Статья 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Защита прав и законных
интересов детей в сфере профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки
и занятости
- В соответствии с законодательством
Российской Федерации органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляют мероприятия по обеспечению
профессиональной ориентации, профессиональной
подготовки детей, достигших возраста
14 лет.
- В случае приема на работу детей, достигших
возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение
за труд, охрана труда, сокращенное рабочее
время, отпуск. Работникам моложе 18 лет
предоставляются льготы при совмещении
работы с обучением, проведении ежегодного
обязательного медицинского осмотра, квотировании
рабочих мест для трудоустройства, расторжении
трудового договора (контракта) и другие
льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
(Статья 11 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Защита прав детей на отдых и оздоровление
- Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления в пределах своих
полномочий осуществляют мероприятия
по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление,
сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена
на отдых и оздоровление детей. Органы
государственной власти Российской Федерации
могут осуществлять дополнительное финансирование
мероприятий по обеспечению прав детей
на отдых и оздоровление.
(Статья 12 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Защита прав и законных
интересов ребенка при формировании социальной
инфраструктуры для детей
- Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического
развития соответствующих территорий
учитывают нормативы строительства объектов
социальной инфраструктуры для детей.
Такие нормативы устанавливаются Правительством
Российской Федерации и применяются с
учетом региональных различий, традиций народов Российской
Федерации, если иное не установлено законодательством
соответствующего субъекта Российской
Федерации.
- Принятие федеральным органом
исполнительной власти, органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления
решения о реконструкции, модернизации,
об изменении назначения или о ликвидации
объекта социальной инфраструктуры для
детей, являющегося государственной и
(или) муниципальной собственностью, не
допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным
органом исполнительной власти, органом
местного самоуправления последствий
принятого решения для обеспечения жизнедеятельности,
образования, воспитания, развития, отдыха
и оздоровления детей, для оказания им
медицинской, лечебно-профилактической помощи,
для социального обслуживания. В случае
отсутствия экспертной оценки такое решение
признается недействительным с момента
его вынесения.
- Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской,
лечебно-профилактической помощи детям,
социальной защиты и социального обслуживания
детей, может использоваться только в
данных целях.
Имущество, которое
является собственностью субъекта Российской
Федерации и предназначено для целей образования,
воспитания, развития, отдыха и оздоровления
детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической
помощи детям, социальной защиты и социального
обслуживания детей, используется в порядке,
определенном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъекта
Российской Федерации.
- Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая
учредителем экспертная оценка последствий
такого договора для обеспечения образования,
воспитания, развития, отдыха и оздоровления
детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической
помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор
аренды не может заключаться, если в результате
экспертной оценки установлена возможность
ухудшения указанных условий. Договор
аренды может быть признан недействительным
по основаниям, установленным гражданским законодательством.
- Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития,
отдыха и оздоровления детей, оказания
им медицинской, лечебно-профилактической
помощи, социальной защиты и социального
обслуживания детей, устанавливается
органами местного самоуправления при
условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения)
имущества, достаточного для обеспечения
указанных целей.
- Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в
установленных законом порядке.
(Статья 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Защита ребенка от
информации, пропаганды и агитации, наносящих
вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию
- Органы государственной власти Российской Федерации
принимают меры по защите ребенка от информации,
пропаганды и агитации, наносящих вред
его здоровью, нравственному и духовному
развитию, в том числе от национальной,
классовой, социальной нетерпимости, от
рекламы алкогольной продукции и табачных изделий,
от пропаганды социального, расового,
национального и религиозного неравенства,
от информации порнографического характера,
а также от распространения печатной продукции,
аудио- и видеопродукции, пропагандирующей
насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию,
антиобщественное поведение.
- В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О
защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" устанавливаются
требования к распространению среди детей
информации, в том числе требования к осуществлению
классификации информационной продукции,
ее экспертизы, государственного надзора
и контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью
и (или) развитию.
- В целях обеспечения безопасности
жизни, охраны здоровья, нравственности
ребенка, защиты его от негативных воздействий
в порядке, определенном уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти,
проводится экспертиза (социальная, психологическая,
педагогическая, санитарная) настольных,
компьютерных и иных игр, игрушек и игровых
сооружений для детей.
(Статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Меры по содействию
физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей
- В целях содействия физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному
и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового
образа жизни органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления в соответствии
с их компетенцией создают благоприятные
условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных
организаций, организаций культуры, организаций,
образующих социальную инфраструктуру
для детей (включая места для их доступа
к сети "Интернет").
- Родители (лица, их заменяющие)
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные
мероприятия с участием детей (далее -
лица, осуществляющие мероприятия с участием
детей), в пределах их полномочий способствуют
физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей.
- Законами субъектов Российской Федерации
в целях предупреждения причинения вреда
здоровью детей, их физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному
развитию могут устанавливаться:
- меры по недопущению нахождения
детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях,
в помещениях) юридических лиц или граждан,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, которые предназначены для реализации
товаров только сексуального характера,
в пивных ресторанах, винных барах, пивных
барах, рюмочных, в других местах, которые
предназначены для реализации только
алкогольной продукции, пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, и в иных
местах, нахождение в которых может причинить
вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному
развитию;
- меры по недопущению нахождения
детей (лиц, не достигших возраста 18 лет)
в ночное время в общественных местах,
в том числе на улицах, стадионах, в парках,
скверах, транспортных средствах общего пользования,
на объектах (на территориях, в помещениях)
юридических лиц или граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, которые
предназначены для обеспечения доступа
к сети "Интернет", а также для реализации услуг в
сфере торговли и общественного питания
(организациях или пунктах), для развлечений,
досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная
продажа алкогольной продукции, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах
без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)
или лиц, осуществляющих мероприятия с
участием детей;
- порядок уведомления родителей
(лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих
мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение
установленных требований, а также порядок
доставления такого ребенка его родителям
(лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим
мероприятия с участием детей,
либо в случае отсутствия указанных лиц,
невозможности установления их местонахождения
или иных препятствующих незамедлительному
доставлению ребенка указанным лицам
обстоятельств в специализированные учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
(Статья 14.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»)
- Защита прав детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
- Защита прав детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся
и обучающихся в федеральных государственных
образовательных учреждениях), осуществляется
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии
с законодательством субъектов Российской
Федерации. Защита прав детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, содержащихся
и обучающихся в федеральных государственных
образовательных учреждениях, осуществляется
федеральными органами государственной
власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государство гарантирует
судебную защиту прав детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.