Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом РСФСР (разделы IV-VIII), Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.

Оглавление

1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………... 3
2. ПЕРЕВОД ДОЛГА…………………………………………………………….
17
3. ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ………………………………………………
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………. 22

Файлы: 1 файл

контрправо.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае - это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма - федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

    Систематизация законодательства - это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему.[8]   Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

    Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация - это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация - это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Ключевая задача тут заключается в том, чтобы разместить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения.

    Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

    Консолидация является особым видом систематизации, при которой соединяются два или несколько нормативно - правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.       

     Соотношение системы права и системы законодательства - одно из научных и практических проблем теории права.

     Проблема соотношения системы права и системы законодательства существует объективно. Если система права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурных подразделений.

     Исторически сложилось так, что крупные массивы некоторых нормативно-правовых актов также могут составить определенную отрасль законодательства, например уголовное законодательство. И уголовное законодательство как отрасль полностью совпадает с той отраслью права, которая в теории обозначается как уголовное право. Уголовное законодательство - это единственная форма выражения и существования уголовного права. Размещается это уголовное законодательство, как правило, в Уголовном кодексе. Разумеется, могут приниматься и отдельные нормативно - правовые акты, содержащие уголовно-правовые нормы, но они затем также включаются в структуру уголовного кодекса, в систему уголовного права (при их реализации учитывается общая часть уголовного права, общественная опасность преступления, иные элементы отрасли).

     Тем не менее, существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли законодательства для своего воплощения и выражения, например аграрное право. Нормы этой отрасли права могут быть размещены в Конституции (право частной собственности на землю), в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и так далее.

    Присутствуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют явно комплексный характер, например чрезвычайное законодательство. Его во многом можно отнести к конституционному праву, но ряд норм явно имеют уголовно-правовое, административно-правовое содержание. Следует также иметь в виду, что некоторые новые отрасли права формируются вообще по общественно значимому предмету, в них может реализоваться принцип сочетания методов правового регулирования - диспозитивного и императивного.

    Система законодательства наряду с объективными особенностями имеет и субъективные начала - может строиться по источникам права или по отраслям права, или сочетать оба этих критерия. Важно при построении системы законодательства помещать те или иные нормы в соответствующие отрасли законодательства, нормативно-правовые акты. Особые проблемы появляются при утверждении так называемых комплексных актов, то есть нормативно - правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права - государственного (конституционного) права, административного права, гражданского права, финансового права и так далее.

    Система законодательства складывается и для потребностей социального правления, а не только для упорядоченности, стабильности самого законодательств. Она нужна и для того, что соответствующие субъекты управления могли пользоваться эффективно правовыми нормами, могли их находить, исполнять, применять. Этот информационный аспект также отличает систему права от системы законодательства. Но, разумеется, система законодательства должна строиться на объективной и научно определенной системе права. Система права, то есть упорядоченное, как правило, по критерию единства предмета и метода правового регулирования множество норм (отрасли, подотрасли, правовые институты, общие и особенные части), формируется (складывается) для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства, то есть упорядоченное по различным объективным критериям, обусловленным потребностям социального управления, жизнедеятельности общества, определенное множество самих нормативных актов (и их элементов - разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и так далее) складываются для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.

      Таким образом, система законодательства складывается объективно в силу появления и отбора нормативных актов (или их составных частей) и путем субъективного объединения их по определенным признакам (критериям) в соответствующие группы, классы, прежде всего, массивы, отрасли.

      Нормативно-правовые акты (их составные части) - это элементы системы. Признаки отбора, группирования - это связи, которые объединяют эти элементы в нечто целостное, устойчивое, в систему. К этим признакам, критериям, связям относятся функции, цели, структура социального управления, даже такой фактор, как существующая система органов управления, власти.

    С позиций системного подхода можно предложить и такую схему. Система общественных отношений - это надсистема для системы права, которая признана регулировать эти общественных отношения. Эта надсистема определяет объективно предмет и метод правового регулирования, структуру права, ее характеристики.

    Система права является надсистемой по отношению к системе законодательства, определяя критерии, признаки, по которым происходит отбор и строение элементов системы законодательства, происходит процесс упорядочения, систематизации законодательства.[9]   

     В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма.

     Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно - правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

      В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст.71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и другие);

2) комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;

3) отрасли законодательства, "привязанные" к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и так далее).

     Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.[10]

 

 

 

 

 

 

2. Соловьев должен Макарову за купленный костюм 8000 р., на которые оформлен долговой документ с обязательством погашения долга к 1 июля. До наступления назначенного срока Соловьеву потребовалось срочно выехать из города. Перед отъездом он предложил Макарову оформить перевод долга на своего сослуживца. Что такое перевод долга? Вправе ли Соловьев произвести перевод долга на своего сослуживца? В каком порядке и форме производиться перевод долга?

 

                                         ПЕРЕВОД ДОЛГА

 

    Перевод долга - замена должника в обязательстве. По гражданскому праву осуществляется по соглашению между первоначальным должником и третьим лицом, заменяющим первоначального должника. Кредитору не безразлична личность должника, его платежеспособность и добросовестность, поэтому закон требует согласия кредитора на перевод долга. Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора все возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником. С переводом долга прекращаются поручительство и залог, кроме случаев, когда поручитель или залогодатель дали согласие нести ответственность за нового должника. Перевод долга, основанный на сделке, совершенной в письменной форме, должен быть облечен в письменную форму. В гражданском обороте перевод долга применяется весьма ограниченно.

                                                                                             Таблица 1

                                       Перевод долга[11]

 

    Договор о переводе долга заключается для того, чтобы закрыть ранее возникшие (имеющиеся на определенный момент времени) задолженности, когда ни один из участников не перечисляет другому денежные средства, что особенно актуально в настоящее время финансовой нестабильности на российском рынке товаров и услуг.

    В переводе долга, как правило, участвуют две стороны – реальный должник и планируемый новый должник. Сначала разберемся, какие действия необходимо выполнить должнику, чтобы избавиться от существующего долга.

Перед заключением соглашения о переводе долга должнику необходимо:

1.                  Провести сверку задолженностей с кредитором и новым должником.

2.                  Получить согласие у кредитора в соответствии со ст. 391 ГК РФ. Закон не устанавливает конкретной формы согласия кредитора. Но во избежание признания соглашения о переводе долга недействительным, рекомендуем получить согласие кредитора в письменной форме. При несоблюдении данного условия наступают такие негативные последствия, как право кредитора в течение трех месяцев со дня получения уведомления потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения, возникших в связи с этим убытков, либо признания договора недействительным полностью или в части.

Информация о работе Система права и система законодательства