Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Система права — явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. При этом право, как правильно отметил Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.
Цель курсовой работы – рассмотреть системы права и системы законодательства, их основные понятия и структуры.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Система права и система закондательства. 4
1.1. Понятие системы права 4
1.2. Структурные элементы системы права……………………………………. 5
1.3. Предмет и метод правового регулирования отраслей права 7
1.4. Система законодательства: понятие, структура. Тенденции развития и совершенствование системы российского законодательства…………………9
1.5. Соотношение системы права, системы законодательства и системы юридических наук.…………………………….....................................................13
Заключение………………………………………………………………….......…15
Практическое задание …………………………………………………………...17
Литература 22

Файлы: 1 файл

кур.раб ТГП.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В юридической литературе, в том  числе учебной, термины «право»  и «законодательство» нередко употребляются как синонимы. Между тем право, понимаемое как организованная определенным образом совокупность норм, и законодательство как совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных актов, необходимо рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но все, же относительно самостоятельных категорий. Законодательство является формой права и одним из источников его развития. Поэтому оно имеет несомненную связь с его содержанием, но не теряет при этом и своей специфики.

      И право, и законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции и саморегуляции общественных отношений. Однако эффективное осуществление этой функциональной задачи, столь важной для устойчивости общественного развития, возможно лишь при условии их системности.

      Система — это выделенное из окружающей среды целостное множество элементов  и их структурных образований, объединенных внутренними связями и отношениями.

      Система права — явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. При этом право, как правильно отметил Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.

      Цель  курсовой работы – рассмотреть системы  права и системы законодательства, их основные понятия и структуры.  

Глава 1. Система права и система законодательства 

    1. Понятие системы права

      Система права суть внутренне строение (структура) права, отражающее объединение и  дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить  одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. 

Генетический  подход:

Критерии системы права 

          Первичные – человек                   Производные – государство и общество.

                                                              (социальные, социально-политические          

                                                                                                        образования) 
 
 

Естественное право                            

(Совокупность  прав и обязанностей, вытекающих  из самой природы человека  как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности,  которые стали справедливыми  нормами поведения людей в  обществе)

Позитивное право (система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти))  

Все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

 

Частичное (направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц) Публичное (охраняет общие интересы государства) 
 

Исторический  подход: 

Форма (источник) права 
 

Обычное (традиционное)

право  
 

Прецедентное

право  
 

Договорное право  
 

Право законов (кодифицированное, статусное, декретное право) 

Исторический  взгляд, раскрывая генетические связи  системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляется влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.  

    1. Структурные элементы системы права
 

      Системно-структурный  срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

      Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящее. Благодаря своему универсальному сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отчета, единицей измерения правовой материи. 

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальны, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

      Структурными частями системы права являются:

1) норма  права; 2) субинститут права; 3) институт  права;

4) подотрасль  права; 5) отрасль права. 

Между всеми этими структурными частями системы права имеются сложные предметно-функциональные связи, обеспечивающие единство данной системы

и позволяющие отграничивать право от других социальных явлений.

Структура системы права оказывает существенное влияние и на структуру формы права — законодательство, где соответственно вычленяются нормативные предписания, институты (субинституты), подотрасли и отрасли законодательства. Все это во многом определяет предмет издаваемых законов и подзаконных актов, наличие в них разделов, глав, частей и даже преамбул.

Институт  права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.  В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском правые, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевые (комплексными).

      Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.  

Отрасль 
 

Материальные (гражданское, трудовое, уголовное, земельное право)  

Процессуальные (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право) 
 
 

    1. Предмет и метод правового регулирования отраслей права
 

      Предмет и метод правового регулирования  являются теми критериями построения системы права, наличие которых  обусловливает существование системообразующих  связей. Именно поэтому они лежат  в основе деления права на отрасли и институты.

      Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей. Объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. им присуще следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.

Общественные  отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли  и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обуславливают в  определенной мере структурные и  содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

      Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

      И предмет, и метод правового регулирования  имеют свои сложные структурные компоненты. В структуру предмета правового регулирования входят:

        а) субъекты;

        б) объекты регулирования общественных  отношений;

        в) социальные факты, с которыми  связано возникновение соответствующих  отношений.

      В структуре метода правового регулирования имеются следующие структурные компоненты:

      а) установление границ правового регулирования;

      б) закрепление в нормативных актах  прав и обязанностей субъектов-участников отношений, предписания о должном  и возможном их поведении;

      в) наделение участников отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения;

      г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

При регулировании  общественных отношений используются различные методы: императивный, диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношения, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии.

      Императивный  метод — метод властных предписаний, содержащий, как правило, нормы-запреты. Он характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.  

      Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Он присущ в первую очередь гражданскому праву.

      Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. Поощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и медалями).

      Метод рекомендаций используется государством при организации отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.

      Метод автономии и равенства  сторон характерен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном отношении друг перед другом, законом и судом; их отношениям присуща самостоятельность.

Информация о работе Система права и система законодательства