Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Система права — явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. При этом право, как правильно отметил Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.
Цель курсовой работы – рассмотреть системы права и системы законодательства, их основные понятия и структуры.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Система права и система закондательства. 4
1.1. Понятие системы права 4
1.2. Структурные элементы системы права……………………………………. 5
1.3. Предмет и метод правового регулирования отраслей права 7
1.4. Система законодательства: понятие, структура. Тенденции развития и совершенствование системы российского законодательства…………………9
1.5. Соотношение системы права, системы законодательства и системы юридических наук.…………………………….....................................................13
Заключение………………………………………………………………….......…15
Практическое задание …………………………………………………………...17
Литература 22

Файлы: 1 файл

кур.раб ТГП.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Например: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

(принят  ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

Глава 30. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Статья 191. Поощрения за труд

Работодатель  поощряет работников, добросовестно  исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие  виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором  или правилами внутреннего трудового  распорядка, а также уставами и  положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом  и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

(в ред.  Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

б) Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Например, ст. 94 УК отсылает к ст. 93 УК. Чаще всего  отсылочные диспозиции применяются  для того, чтобы избежать повторений. Так. в ст.ст, 2152, 2155 УК содержатся отсылки к ст. 215 УК. где дано описание последствий, установление которых необходимо для применения этих статей.

Бланкетные  диспозиции не описывают признаков деяния, а устанавливают правила поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержится в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

Например, бланкетными являются диспозиции в  ст. 135 УК «Нарушение требований законодательства об охране труда», ст. 215 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами», «ст. 88 УК РСФСР объявляет преступным нарушение правил о валютных операциях, устанавливаемых финансовыми органами государства». 

Механизма правового регулирования

и основные его элементы (правовые средства). 

Механизм  правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных в целях преодоления  препятствий при реализации субъективных прав, обязанностей и интересов субъектов права.

Механизм  правового регулирования является механизмом реализации нормативности  права и стабилизации общественных отношений. Как процесс правовое регулирование состоит из следующих  стадий: правотворчество и его  влияние на регламентацию общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей; осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении; применение права.

      Специфическими  юридическими средствами правового регулирования является установление запретов, дозволений, предписаний, элементов правового статуса и компетенции общих и специальных субъектов права (индивидуальных и коллективных), правовых форм и их взаимодействия между собой. Норма права является основой действия механизма правового регулирования; условия действия механизма правового регулирования заключены в гипотезе правовой нормы. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права, а меры обеспечения правомерного поведения заключены в санкции. Таким образом, норма права в механизме правового регулирования играет главную роль, выступая в роли предпосылки действия остальных его элементов. Нормы права упорядочивают общественные отношения путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности.

      При анализе влияния нормы права  как элемента в механизме правового  регулирования, важно учитывать ее действие в статическом и динамическом состояниях. В целом, норма права создает определенную модель правового регулирования. Гипотезы, включая в себя определение тех или иных юридических фактов, опосредуют динамику правоотношений, диспозиции обеспечивают нормирование, моделирование отношений, а санкции, являясь содержательно дополнением диспозиции, стабилизируют действие этого механизма через установление наказания за неисполнение предписаний диспозиции. При этом норма права в целом выполняет реализацию правовосстановительных и штрафных санкций через регулятивное и охранительное воздействие (функции).

      Норма права закрепляет модель поведения (строгий формализм нормы права) и в тоже время опосредует движение общественных отношений (через конкретное наполнение фактическим содержанием гипотез правовых норм). Но нормы права реализуются в правоотношениях общего и конкретного характера.

      Правоотношение  устанавливает персональную меру возможного и должного поведения, где общее  нормативное правило детализируется в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов. Конкретизация правовых норм в поведении субъектов происходит, прежде всего, через правосубъектность. Правоотношение, устанавливая правовую связь между его сторонами, детализирует объем субъективных прав и обязанностей каждой стороны. Правоотношение опосредует движение всех элементов механизма правового регулирования, так как в конкретном правоотношении осуществляется реализация нормативных установлений. Связи сторон правоотношения являются сложными, когда каждая из сторон несет по отношению друг к другу комплекс прав и обязанностей. Реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной - через правоприменение.

      Акты  реализации юридических прав и обязанностей проявляются через следующие основные формы реализации права: использование правовых возможностей, исполнение правовых предписаний, соблюдение правовых запретов. Это действия субъектов правоотношения в форме соблюдения, исполнения и использования своих прав и обязанностей. Правоотношения и акты реализации относятся наряду с нормами права к элементам механизма правового регулирования. Указанные формы реализации права являются непосредственными в отличие от применения права, когда принимаются охранительные и регулятивные правовые акты специально уполномоченными компетентными государственными органами. Одновременно применение права является формой контроля - за непосредственными формами реализации права. Правоприменительная реализация гарантирует осуществление права, если для непосредственной реализации создаются препятствия различного характера.

      Значение  элементов механизма правового  регулирования связано в целом  с укреплением нормативной основы общества, режима законности и стабилизации правопорядка. Итак, механизм правового  регулирования строится на взаимосвязях и отношениях следующих элементов: нормы права, правоотношения, актов реализации прав и обязанностей, актов применения права.

  
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Алексеев  С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.-2-е изд. – М.:НОРМА, 2001.-616 с.
  2. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997. -  15 с.
  3. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. В.К. Ба-

ТЗЗ баева. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

(принят ГД  ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009)

 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

  1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.- М, 1997.
  2. Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права Часть 2, Учебный курс (учебно-методический комплекс) http://www.e-college.ru
  3. Маркс К.. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 37. М.

Информация о работе Система права и система законодательства