Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Система права — явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. При этом право, как правильно отметил Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.
Цель курсовой работы – рассмотреть системы права и системы законодательства, их основные понятия и структуры.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Система права и система закондательства. 4
1.1. Понятие системы права 4
1.2. Структурные элементы системы права……………………………………. 5
1.3. Предмет и метод правового регулирования отраслей права 7
1.4. Система законодательства: понятие, структура. Тенденции развития и совершенствование системы российского законодательства…………………9
1.5. Соотношение системы права, системы законодательства и системы юридических наук.…………………………….....................................................13
Заключение………………………………………………………………….......…15
Практическое задание …………………………………………………………...17
Литература 22

Файлы: 1 файл

кур.раб ТГП.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

      В качестве особых методов правового  регулирования используются убеждение и принуждение. Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

      Все названные методы при всем их разнообразии и относительной самостоятельности тесно взаимосвязаны и, как правило, используются в сочетании друг с другом. 

    1. Система законодательства: понятие, структура. Тенденции развития и совершенствование системы российского законодательства

Система законодательства — это совокупность связанных иерархией и соподчиненностью федеральных законов и иных нормативных актов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, взаимодействующих между собой как в целом, так и в структурных частях и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления. 

        Система законодательства складывается  в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизаций этих актов. Она имеет сложную структуру.

Система законодательства 

Горизонтальная       Вертикальная        Федеративная        Комплексная

      Горизонтальное (отраслевое) – строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычисляются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство. Трудовое право- трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство). 

      Вертикальное (иерархическое) – строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента. Постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти. Локальные нормативные акты.

      Федеративное строение  - системы основано на двух критериях федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеральным договором от 31 марта 1992 г. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администрации и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

      Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительные, транспортное законодательство. Нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Тенденции развития системы  права и системы  законодательства. 

      Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновление законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека в обществе.

Тенденции:

1) общие,  характерные для права в целом,  включая систему целостного явления; 

2) тенденции  развития структуры (системы)  права;

3) тенденции  совершенствования законодательства.

К общим  тенденциям относятся:

  1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет от «очеловечении» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги сделаны в этом направлении в Декларации прав и свобод человека и гражданина конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда. В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
  2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеральный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.
  3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Тенденции развития структуры (системы) права:

  1. Процесс постепенного накопления нормативного материалы и распределение его по структурных блокам – институтам, отраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и новых отраслей, а так же вычленение их из уже существующих структурных подразделений.
  2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.
  3. Возможное развитие системы права в направлении современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями  к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности.  

Тенденции совершенствования  законодательства:

  1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса.
  2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
  3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов.
 

1.5. Соотношение системы  права, системы  законодательства  и системы юридических  наук 

      Система права и система законодательства находятся в тесной гносеологической и функциональной связи. Соотносясь как содержание и форма в реальной жизни, они выступают в качестве парных правовых категорий и, в свою очередь, входят в более широкую по объему систему — правовую систему страны. Если структура системы права ограничивается нормами, институтами и отраслями права, а система законодательства включает также законодательные массивы (комплексы), то правовая система страны охватывает все правовые явления, всю правовую действительность. В статике — это совокупность юридических норм, принципов, институтов (нормативная сторона), совокупность правовых учреждений (организационный момент), совокупность правовых взглядов, идей, представлений (идеологический момент).

Система права и система законодательства оказывают существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин, но совпадают с ними далеко не полностью. Например, в учебных дисциплинах излагается материал не только применительно к структурным подразделениям изучаемой отрасли права, но и об истории ее развития, предмете, методе регулирования. Кроме

того, некоторые  отрасли науки и учебные дисциплины строятся применительно к законодательным массивам (комплексам). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Система права - это совокупность норм, выступающая  как средство регуляции и саморегуляции  общественных отношений. Структурными частями системы права являются: норма права; субинститут права; институт права; подотрасль права; отрасль права.

        Между всеми этими структурными  частями системы права имеются  сложные предметно-функциональные  связи, обеспечивающие единство  данной системы и позволяющие  отграничивать право от других  социальных явлений.

      Структура системы права оказывает существенное влияние и на структуру формы права — законодательство, где соответственно вычленяются нормативные предписания, институты (субинституты), подотрасли и отрасли законодательства.

      Система права включает в себя следующие  отрасли права: конституционное, административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное право, а также право социального обеспечения.

      Структурными  подразделениями системы права  являются частное и публичное право, которые объединяют совокупность однородных по своим признакам отраслей права.

     Система законодательства — это совокупность связанных иерархией и соподчиненностью федеральных законов и иных нормативных актов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, взаимодействующих между собой как в целом, так и в структурных частях и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления. 

        Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизаций этих актов. Она имеет сложную структуру.

Система законодательства 

Горизонтальная       Вертикальная        Федеративная        Комплексная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Практическое  задание

      Дайте определение, найдите в нормативных  актах, приведите пример и выпишите: а) поощрительную норму; б) отсылочную и бланкетную диспозицию.

      Дайте определение механизма правового  регулирования и перечислите  основные его элементы (правовые средства).

      а) Поощрительная норма (англ. stimulatory norm of law) — норма права, устанавливающая меры поощрения за добросовестное выполнение субъектами права своих юридических обязанностей, реализацию одобряемого государством и обществом целесообразного и социально полезного варианта поведения либо за достижение результатов, превосходящих обычные требования.

      Эти нормы представляют собой самостоятельную  группу норм, поскольку их назначение - воздействовать на поведение людей  посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации деятельности граждан, организаций в направлении, полезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен, выбирать или нет предписываемое поведение, но обещание государственного поощрения - серьезный стимул для достижения указанного в норме результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного  правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценочный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий и т.д.

Поощрительные нормы ориентированы на:

  • активное правомерное поведение. Не может быть поощрения за бездействие;
  • действия, полезные для общества и государства;
  • превосходство активных действий по сравнению с обычными требованиями.

Таким образом, для поощрительных норм характерен особый соревновательно - творческий климат.

Информация о работе Система права и система законодательства