Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, реферат
Целью работы является изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для её достижения необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию; понятие «системы законодательства», ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12
3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодатель-ства…..….……………………………………………..………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт Государственного управления и права
Кафедра теории и истории права
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Система права и система законодательства»
Выполнила студентка
заочной формы обучения
специальности юриспруденция
специализации гражданско-правовая
Проверил преподаватель
________________________
Москва – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12
3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства…..….……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Тема данного реферата - «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.
Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Его разрешение окажет благотворное воздействие на деятельность законодателя, научные разработки, а также на организацию учебного процесса при подготовке юристов. Многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и рассмотреть наиболее обоснованные взгляды ученых.
В современной научной литературе по теории государства и права много трудов, где исследуются одновременно система права и система законодательства. К их числу относятся работы под редакцией Лазарева В.В., Корельского В.М., Малько А.В., Перевалова В.Д., Васильева Ю.С., Нерсесянца В.С. и т.д. Так же существует ряд публикаций в научно-периодической литературе и монографических работ по этой теме.
Однако, несмотря на то, что отдельные стороны обозначенной темы получили определенное освещение в работах указанных авторов, существенные изменения основных характеристик системы права и системы законодательства требуют дальнейшего теоретического изучения тенденций его развития, сравнительного анализа системы права, системы законодательства и правовой системы, некоторых других вопросов.
Целью работы является изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними. Для её достижения необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию; понятие «системы законодательства», ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.
1. Понятие системы права, её признаки и структура.
Существуют разные формулировки понятия «система права». По мнению А.М. Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей. Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений[1]. Это определение наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления.
Системное исследование права позволили Е.Э. Черенковой выявить три основных признака, которые должны найти отражение в определении системы права:
- основным материалом для построения системы права будут являться ее первичные элементы - нормы права;
- вышеуказанные элементы находятся в постоянной связи друг с другом. В результате этого взаимодействия, появляется процесс дифференциации норм права по отраслям и институтам;
- данные связи и отношения обуславливаются наличием в системе частноправовых и публично-правовых начал. Именно их сочетание определяет единство системы права, связывает нормы права общими целями и задачами. Причем важно оговорить, что рассматриваемое единство является органическим.
Исходя из этого, она представила следующее определение: «система права - это органическое единство норм права, обусловленное сочетанием частноправовых и публично-правовых начал, а также их дифференциация по отраслям и институтам в соответствии с предметом и методом правового регулирования»[2].
Как правило, под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.
При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.
Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,
взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.
В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.
Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»[3]. Эта мысль указывает, во-первых, на объективный характер явления, во-вторых, на причинно-следственную связь его с внешними факторами. Однако, объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но, в принципе, система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».
Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.
Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).
Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.
Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Все юридические нормы в правовой науке подразделяются на материальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей и т.д. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
В соответствии с Конституцией в РФ признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Естественно, что обе группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.
Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность. В системе современного российского права выделяются такие отрасли права, как конституционное, гражданское, административное, финансовое, трудовое, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и др. Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные - материальными.
Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.
Информация о работе Система права и система законодательства