Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для её достижения необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию; понятие «системы законодательства», ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12
3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодатель-ства…..….……………………………………………..………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат_Система права и система законодательства.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

     Институт  Государственного управления и права                                       _                                                                                          _

 

 

      Кафедра   теории и истории права                                                                     _

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине    «Теория государства и права»

 

на тему                 «Система права и система законодательства» 

 

 

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности юриспруденция

специализации гражданско-правовая

 

 

 

Проверил преподаватель

________________________               ________________   ___________________

 

 

Москва – 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4

2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12

3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодатель­ства…..….……………………………………………..………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Тема данного реферата - «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.

Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юри­дической науке. Его разрешение окажет благотворное воздействие на дея­тельность законодателя, научные разработки, а также на организацию учеб­ного процесса при подготовке юристов. Многие ученые рассматривают раз­личные подходы на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и рассмотреть наиболее обоснованные взгляды уче­ных.

В современной научной литературе по теории государства и права много трудов, где иссле­дуются одновременно система права и система за­конода­тельства. К их числу относятся работы под редакцией Лазарева В.В., Корель­ского В.М., Малько А.В.,  Перевалова В.Д., Васильева Ю.С., Нерсесянца В.С. и т.д. Так же существует ряд публикаций в научно-периодической литера­туре и монографических работ по этой теме.

Однако, несмотря на то, что отдельные стороны обозначенной темы по­лучили определенное освещение в работах указанных авторов, существенные изменения основных характеристик системы права и системы законодатель­ства требуют дальнейшего теоретического изучения тенденций его развития, сравнительного ана­лиза системы права, системы законодательства и право­вой системы, некото­рых других вопросов.

Целью работы является изучение системы права и системы законода­тельства, определение характера взаимосвязи между ними. Для её достиже­ния необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как пра­вового явления и структурную организацию; понятие «системы законода­тельства»,  ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.

1. Понятие системы права, её признаки и структура.

Существуют разные формулировки понятия «система права». По мне­нию А.М. Васильева, система права - это правовая абстракция, которая слу­жит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренних взаимо­зависимостей. Принципиальным для раскрытия содержания данной катего­рии является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особен­ностях регулируемых нормами права общественных отношений[1]. Это опреде­ление наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления.

Системное исследование права позволили Е.Э. Черенковой  выявить три основных признака, которые должны найти отражение в определении сис­темы права:

-   основным   материалом  для  построения   системы  права будут яв­ляться ее первичные элементы - нормы права;

-   вышеуказанные элементы находятся в постоянной связи друг с дру­гом. В результате этого взаимодействия, появляется процесс дифференциа­ции норм права по отраслям и институтам;

-   данные связи и отношения обуславливаются наличием в системе ча­стноправовых   и    публично-правовых   начал.    Именно    их    сочетание определяет единство системы права, связывает нормы права общими целями и  задачами.  Причем  важно  оговорить,  что  рассматриваемое  единство яв­ляется органическим.

Исходя из этого, она представила следующее определение: «система права - это органическое единство норм права, обусловлен­ное сочетанием частноправовых и публично-правовых начал, а также их дифференциация по отраслям и институтам в соответствии с предметом и методом правового ре­гулирования»[2].

Как правило, под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отноше­ний. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, госу­дарства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его от­расли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систе­матика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права – это юридиче­ское выражение структуры данного общества. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отли­чаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними призна­ками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, о внутреннем строе­нии права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, ин­ститутов, учреждений, функционирующих в государстве. Система права высту­пает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элемен­том.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, а строго согласован­ная и взаимозависимая целостная система, в кото­рой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное ие­рархическое образование, пронизываемое про­цессами интеграции и диффе­ренциации. В любом типе права между конкрет­ными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоя­тельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,

взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государствен­ной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регу­лирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных це­лей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содер­жанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, пред­мету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на от­дельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика са­мих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся опреде­ленным внутренним закономерностям и тенденциям.

Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»[3]. Эта мысль указывает, во-первых, на объективный характер явления, во-вторых, на при­чинно-следственную связь его с внешними факторами. Однако, объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно без­волен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но, в принципе, система права от него не зави­сит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными сло­вами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложив­шуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от сис­тематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Анг­лии право не систематизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они со­относятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Пра­вовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредова­нии. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Все юридические нормы в правовой науке подразделяются на матери­альные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей и т.д. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, рассле­дования и су­дебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламен­тируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, од­нако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией в РФ признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституцион­ный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления матери­альных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Естест­венно, что обе группы юридических предписаний в равной степени обяза­тельны к соблюдению.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной сис­темы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определен­ную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформ­ляет («протоколирует») эту потребность. В системе современного россий­ского права выделяются такие отрасли права, как конституционное, граждан­ское, административное, финансовое, трудовое, уголовное, семейное, уго­ловно-процессуальное, гражданско-процессуальное и др. Последние две от­расли права являются процессуальными, а остальные - материальными.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение сле­дующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с по­мощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отноше­ний вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, нали­чие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или от­сутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждаю­щихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Информация о работе Система права и система законодательства