Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для её достижения необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию; понятие «системы законодательства», ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12
3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодатель-ства…..….……………………………………………..………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат_Система права и система законодательства.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в про­цессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясня­ется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по ши­роте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избиратель­ное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характе­ризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа пра­вовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных от­ношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную пра­вовую общность»[4].

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относитель­ной ав­тономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопро­сов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необхо­димой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в граж­данском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, ку­пли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в админист­ративном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее[5].

Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охрани­тельные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт госу­дарственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе  других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относи­тельно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные обра­зования, называе­мые субинститутами. Например, институт поставки в граж­данском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственно­сти.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствую­щих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уго­ловного права), учредительные – закрепляют, определяют поло­жение (ста­тус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия, вы­ступающих системообразующими факторами: 1) предмет правового регули­рования; 2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, се­мейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разум­ные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные от­ношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридиче­ского воздействия на поведение людей, выработанных в результате длитель­ного человеческого общения. При регулировании общественных отношений ис­пользуются различные методы: императивный и диспо­зитивный, альтерна­тивный и рекомендательный, поощ­рения и наказания. Их применение зави­сит от содержа­ния, усмотрения законодателя, сложившейся пра­вопримени­тельной практики, уровня правовой куль­туры населения. Назван­ные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимо­действии друг с другом. Наиболее распространены и полярны по своим ха­рактеристикам импе­ративный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отно­шениях суборди­нации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Дис­позитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в от­раслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструк­турное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре сту­пени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура пра­вового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в це­лом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предпо­лагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конст­рукцию.

 


2. Понятие системы законодательства, её структурные  элементы.

Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построен­ная на принципах координации и субординации ее структурных элементов.

Поскольку обычно под законодательством понимают совокупность за­конов и подзаконных нормативных актов, то в этом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источ­никах права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судеб­ном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распро­странена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится реши­тельная замена терминологии[6].

Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворче­ства, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. В настоящее время они стали основным источником права не только в Российской Федерации, но и прак­тически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господ­ствовали правовой обычай и судебный прецедент.

Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основа­ниям:

-по юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты, принимаемые на основе и во ис­полнение законов и им не противоречащие.

- по сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Акты внутреннего действия каса­ются только субъектов, входящих в состав определенной организации или проживающих на той или иной территории, причем такие акты могут прини­маться не только нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.

- по субъектам, издающим нормативно-правовые акты. Подразделя­ются на акты референдума, органов государственной власти, президента, ор­ганов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций и т.п. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним ор­ганом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государст­венными органами. Таковы совместные приказы министерства внутренних дел и прокуратуры по борьбе с преступностью и др.

Система законодательства постоянно развивается,  при этом она должна оставаться внутренне согласованной и логичной. Это достигается с помощью систематизации нормативно-правовых актов. Существует три основные формы систематизации:

- кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

- инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.);

- консолидация – объединение в единый документ блока законодатель­ных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изме­нений в их содержание.

Система законодательства, носит объективно-субъективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития.

Система законодательства имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, фе­деративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обу­словлено предметом правового регулирования — фактическими публичными отношениями. На базе данного критерия вычленяются отрасли законодатель­ства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законода­тельство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов го­сударственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нор­мативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федера­тивной структуре страны и круге возможностей субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, базы законодательства, федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства РФ и другие нормативные акты Федерации); зако­нодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и другие нормативные акты), краев, облас­тей, автономных округов, автономной области, городов федерального значе­ния — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав ад­министраций и другие нормативные акты); законодательство органов мест­ного самоуправления (решения, постановления).

В России закреплена следующая система нормативно-правовых актов:

I. Федеральный уровень.

1. Законы Российской Федерации: а) Конституция; б) Федеральные Конституционные Законы; в) Федеральные Законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации: а) Указы Президента; б) нормативно-право­вые акты Правительства; в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

II. Уровень субъектов Российской Федерации.

1. Законы субъектов РФ: а) Конституционные акты субъектов РФ; б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ: а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ. б) Нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

III. Акты органов местного самоуправления и локальные акты (акты организаций), которые должны соответствовать законам и подзаконным ак­там государственных органов.

Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множествен­ность нормативных правовых актов[7].

 

 


3. Соотношение и взаимосвязь системы права                                                и системы законодательства.

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, харак­теризует состояние источников права.

Между системой права и системой законодательства существует тесная связь как связь содержания и формы. «Система права» соответствует фило­софской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю струк­туру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений. «Система законодательства» соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объе­динялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизации законода­тельства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частно­сти потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифици­рованных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т. п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права[8].

В литературе справедливо отмечается, что система права и система за­конодательства - это тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства озна­чает и выведение ее за рамки самого права.

Система права и система законодательства имеют разное целевое назна­чение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает дейст­вие права как информационно-регулятивной системы. Система законода­тельства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.

Информация о работе Система права и система законодательства