Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, реферат
Целью работы является изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для её достижения необходимо изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию; понятие «системы законодательства», ее сущность и строение; сравнить эти две системы и выяснить, каков характер связи существует между ними.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие системы права, её признаки и структура…..……………….……...4
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы…………..12
3. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодатель-ства…..….……………………………………………..………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.
Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.
Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность»[4].
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее[5].
Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия, выступающих системообразующими факторами: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).
Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.
2. Понятие системы законодательства, её структурные элементы.
Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов.
Поскольку обычно под законодательством понимают совокупность законов и подзаконных нормативных актов, то в этом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится решительная замена терминологии[6].
Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. В настоящее время они стали основным источником права не только в Российской Федерации, но и практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.
Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:
-по юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение законов и им не противоречащие.
- по сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенной организации или проживающих на той или иной территории, причем такие акты могут приниматься не только нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.
- по субъектам, издающим нормативно-правовые акты. Подразделяются на акты референдума, органов государственной власти, президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций и т.п. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Таковы совместные приказы министерства внутренних дел и прокуратуры по борьбе с преступностью и др.
Система законодательства постоянно развивается, при этом она должна оставаться внутренне согласованной и логичной. Это достигается с помощью систематизации нормативно-правовых актов. Существует три основные формы систематизации:
- кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
- инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.);
- консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.
Система законодательства, носит объективно-субъективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития.
Система законодательства имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими публичными отношениями. На базе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре страны и круге возможностей субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, базы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и другие нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и другие нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
В России закреплена следующая система нормативно-правовых актов:
I. Федеральный уровень.
1. Законы Российской Федерации: а) Конституция; б) Федеральные Конституционные Законы; в) Федеральные Законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации: а) Указы Президента; б) нормативно-правовые акты Правительства; в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
II. Уровень субъектов Российской Федерации.
1. Законы субъектов РФ: а) Конституционные акты субъектов РФ; б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты субъектов РФ: а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ. б) Нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
III. Акты органов местного самоуправления и локальные акты (акты организаций), которые должны соответствовать законам и подзаконным актам государственных органов.
Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов[7].
3. Соотношение и взаимосвязь системы права
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.
Между системой права и системой законодательства существует тесная связь как связь содержания и формы. «Система права» соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений. «Система законодательства» соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизации законодательства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т. п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права[8].
В литературе справедливо отмечается, что система права и система законодательства - это тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права.
Информация о работе Система права и система законодательства