Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом РСФСР (разделы IV-VIII), Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.

Оглавление

1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………... 3
2. ПЕРЕВОД ДОЛГА…………………………………………………………….
17
3. ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ………………………………………………
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………. 22

Файлы: 1 файл

контрправо.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях, для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно, значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.[3]

     В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового регулирования, так и свои частные, вытекающие из особенностей регулируемых общественных отношений.

    В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.

    1. Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и так  далее. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ 1993 г.

   2. Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права - Кодекс об административных правонарушениях.

   3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом РСФСР (разделы IV-VIII), Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.

  4. Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: позволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают нормы наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, то есть однозначно. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс Российской Федерации.

   5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и тому подобное. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Кодекс законов о труде Российской Федерации.

  6. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законах о государственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

  7. Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации.

  8. Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. В земельном праве переплетены императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс Российской Федерации.

   Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается бурное формирование и развитие новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право человека на социальное обеспечение, банковское право, предпринимательское право и другие.

   Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

  Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, являются:

   1) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения диспозитивно-разрешительным методом. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами;

  2) уголовно - процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. В уголовно-процессуальном праве используется императивный метод правового регулирования. Основным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

   Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

   Разделение права на отрасли в основном присуще странам романо-германской правовой семьи. В странах англо - саксонской правовой семьи отрасли права выражены менее четко: в этих странах большее значение придается правовым институтам.

   Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и так далее.

  От системы права следует отличать систему законодательства.

   Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве.[4] Законодательство - совокупность законов.[5] Существует множество трактовок понятия законодательства.

   В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством.[6]      Обычно под законодательством понимают совокупность законов и подзаконных нормативных актов. Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов.

   Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.

   Нормативно - правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: отталкивается от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

   Нормативно правовым актам присущ ряд особенностей.

   1. Имеют государственно - властный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций.

  2. Нормативно - правовые акты принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченным на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

3.  Указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт - документ.

  4. Имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

5. Нормативные акты всегда содержат юридические нормы, то есть правила поведения общего характера (отсюда их название - нормативный акт).

    Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:

    По юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение законов и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

    По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

    Нормативно - правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или проживающих на той или иной территории, причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. По субъектам, издающим нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций и тому подобное. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Таковы совместные приказы министерства внутренних дел и прокуратуры по борьбе с преступностью, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.

  Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.

    Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

     Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

     Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

     Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

   Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде:

    1. Конституция РФ, 2. Федеральные конституционные законы, 3. Федеральные законы, 4. Нормативные указы Президента РФ, 5. Нормативные постановления Правительства РФ, 6. Нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти, 7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, 8. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).[7]

     Горизонтальная структура системы законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, подразделенных на равнозначные группы в зависимости от предмета правового регулирования. Такие группы называются отраслями законодательства.

     Отрасль законодательства - принятое государством подразделение нормативно-правовых актов в зависимости от предмета правового регулирования, то есть от сферы общественных отношений, которые они призваны регулировать.

Информация о работе Система права и система законодательства