Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом РСФСР (разделы IV-VIII), Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.

Оглавление

1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………... 3
2. ПЕРЕВОД ДОЛГА…………………………………………………………….
17
3. ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ………………………………………………
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………. 22

Файлы: 1 файл

контрправо.doc

— 162.50 Кб (Скачать)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

 

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

По дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Вариант 16

 

 

 

                                                         Выполнил: студентка гр.

                                                                       

                                      

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вариант 16

стр.

1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………...

3

2. ПЕРЕВОД ДОЛГА…………………………………………………………….

 

17

3. ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ………………………………………………

 

20

Список используемой литературы…..…………………………….

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 16

 

1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  

      Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Право по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что по сути то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке употребляется категория "система права".

    Понятие "система" означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и так далее). Именно системность права является одним из основных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.

    Система права - это объективно существующее внутреннее структурное единство всей совокупности норм национального права, а также объединяющих эти нормы институтов, подотраслей и отраслей права. Системность в построении права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной связи, которая, в свою очередь, предполагает непротиворечивость и отсутствие несогласованных элементов. От степени согласованности норм, институтов и отраслей права напрямую зависит его социальная отдача и эффективность. Поэтому плохо “внесенный” в систему права нормативно - правовой акт будет не просто бездействовать, но даже может оказать разрушительное влияние на правовой механизм в целом.

    Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно - юридическое образование - институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права. Единство системы права – это специфическое свойство права, определенное сплоченностью целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, и неделимостью системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых исполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей и их организаций. И так единство, и обособленность являются необходимыми условиями системной организации права.

    Отдельно нужно обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права - явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей.

    Объективный характер системы права подтверждается тем фактором, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы существуют группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и другие). Оказывая прямое влияние на создание системы права, законодатель не может отвлечься от данных объективных обстоятельств.

    В другом случае система права может формироваться и помимо воли законодателя. Таким образом, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Соответственно элементами системы права выступают:

   1. Нормы права - это элемент системы права, его "атом", более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет "свою систему" - определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование - институты права.

   2. Институт права - это ключевой элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания - каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, то есть обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, прочих структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, дающих право, запрещающих и других), который призван обеспечивать чистоту регулируемых им отношений.

     В силу данных признаков любой институт права осуществляет характерную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с другими структурными элементами системы права.

     По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права.

    Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются, так называемые субинституты. Например, институт ренты - в гражданском праве включает субинституты - постоянная рента (ст.589-595 ГК), пожизненная рента (ст.596-600 ГК), пожизненное содержание с иждивением (ст.601-605 ГК). Кроме, названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и так далее.

   3. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

  4. Отрасль права - это главное подразделение системы права, его основной элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права - это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и так далее). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клетку права, а правовые институты - группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

    Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, "обслуживающие" все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.[1]

    Применительно к каждой отрасли права выделяется ее главный институт, фиксирующий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт "Основы конституционного строя". Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона (п.2 ст.16 Конституции РФ).

    Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процес­суальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

    Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст.29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию.[2] Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (не предоставление информации, создание преград к ее получению или распространению и так далее). Присутствие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве - корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

    Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения, всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.

     Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан "внести" его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет выявить изъяны в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Информация о работе Система права и система законодательства