Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом.
Введение 2
1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 4
2. Система российского законодательства о коммерческой тайне. 6
3. Понятие и правовая природа коммерческой тайны. 8
4. Субъекты права на коммерческую тайну. 17
5. Содержание права на коммерческую тайну. 19
6. Соотношение служебной и коммерческой тайны. 22
7. Признаки коммерческой тайны. 24
1. Коммерческая ценность информации. 24
2. Отсутствие доступа к информации на законном основании. 26
3. Меры по охране конфиденциальности информации. 30
8. Защита прав обладателя коммерческой тайны. 35
1. Общие положения. 35
2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны. 38
3. способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны. 43
4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны. 45
Заключение. 47
Использованная литература. 49
Использованные нормативно-правовые акты. 51
Понятие «результат интеллектуальной
деятельности» детализируется в
законодательных актах, посвящённых
регулированию отношений, связанных
с конкретными объектами
Далее, в литературе указывается, что под объектом интеллектуальной собственности во всех случаях подразумевается благо нематериальное, которое лишь воплощается в определённых материальных объектах, являющихся его материальными носителями».55
Таким образом, объектом интеллектуальной собственности является определённое нематериальное благо, созданное в результате интеллектуальной деятельности человека. Им может быть и информация. Как уже отмечалось, информация сама по себе нематериальна и лишь воплощается на материальных носителях. Также вполне справедлива точка зрения, что «информация создаётся практически в процессе любой интеллектуальной (умственной) деятельности человека».56
Таким образом, коммерческая
тайна как разновидность
Как уже отмечалось, и в законодательстве, и в литературе под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Под исключительными правами принято понимать «предоставление известным лицам исключительной возможности совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности подражания».57 В другой своей работе Г.Ф. Шершеневич писал: «Действие исключительного права выражается в запрещении всем применять данное изобретение. Юридическая сущность этого права заключается именно в отрицательном моменте – в запрещении всем тех действий, совершение которых составляет исключительное достояние субъекта права».58 В соответствии с частью второй статьи 138 ГК РФ, использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Таким образом, исключительное право представляет собой юридическую монополию и является монопольным правом в том смысле, что принадлежит одному лицу.59
Что касается информации, то она как таковая, не может монопольно принадлежать одному лицу. Одни и те же сведения могут являться коммерческой тайной различных лиц и все они будут считаться её законными обладателями (при условии, что они получили эти сведения законным образом). В отличие от интеллектуальной собственности, где запрет устанавливается на незаконное использование объекта исключительных прав без согласия правообладателя, в случае с коммерческой тайной запрещается незаконное получение информации, составляющей коммерческую тайну.
То, что права обладателя коммерческой тайны не обладают свойством исключительности, подтверждается ещё и тем, что механизм исключительных прав предназначен для регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности, в принципе доступных третьим лицам (которые без больших усилий могут скопировать, присвоить и т.п.), что и обусловливает установление юридической монополии на такие результаты. С коммерческой тайной ситуация противоположная. Здесь определённые сведения изначально недоступны для третьих лиц, закрыты, "засекречены" от них. Поэтому запрет устанавливается не на использование этих сведений без согласия правообладателя, а на получение этих сведений без его согласия, причём не на любое получение, а лишь незаконное. Иными словами, если механизм исключительных прав связан с результатом интеллектуальной деятельности как таковым, то механизм коммерческой тайны связан не с самими сведениями, а с конфиденциальностью этих сведений.
Кроме того, если в случае нарушения исключительных прав сам объект интеллектуальной собственности не исчезает, то в случае нарушения конфиденциальности информации это во многих случаях влечёт за собой утрату монополии на информацию и, соответственно коммерческой тайны как самого объекта прав, и, в лучшем случае, речь может идти только о возмещении причинённых убытков.
Таким образом, коммерческая тайна объектом интеллектуальной собственности не является, поскольку права обладателя коммерческой тайны не могут рассматриваться в качестве исключительных. Не случайно, в статье 128 ГК РФ объекты интеллектуальной собственности и информация рассматриваются в качестве различных объектов гражданских прав.
Итак, мы установили, что коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, а представляет собой особую разновидность такого объекта гражданских прав как информация. Как отмечается в литературе, - «коммерческая тайна – это прежде всего сама информация, отвечающая условиям отнесения её к тайне».60 При этом, специфика информации, составляющей коммерческую тайну, проявляется в той повышенной значимости, коммерческой ценности, которую она представляет для её обладателя. Учитывая эту значимость, закон предоставляет обладателю коммерчески ценной информации сохранять её в секрете, что обусловливает принятие определённых мер по поддержанию её секретности. Поэтому можно сказать, что коммерческая тайна, это в то же время и «правовой режим информации ограниченного доступа, конфиденциальность которой устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 139 ГК».61
Субъектами прав на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. ГК РФ прямо не указывает на субъективную принадлежность прав на коммерческую тайну, но такой вывод может быть сделан исходя из содержания статьи 139 ГК РФ: например, указание на «коммерческую ценность» информации позволяет предположить, что коммерческая тайна имеет отношение к предпринимательской деятельности. В литературе вывод о том, что субъектами права на коммерческую тайну являются предприниматели, обосновывается по-разному. Так, одни считают, что «коммерческая тайна как защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от предприятия».62 Достаточно интересной представляется точка зрения, согласно которой «собственником коммерческой тайны можно считать любой хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, потому что именно юридическое лицо вправе создавать локальные нормативные акты, регулирующие охрану коммерческой тайны».63 согласно этому определению, субъектами права на коммерческую тайну не могут быть индивидуальные предприниматели, поскольку они осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это представляется неверным, поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае не имеется никаких препятствий к тому, чтобы признать индивидуальных предпринимателей субъектами права на коммерческую тайну.
Итак, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Физические лица могут
заниматься предпринимательской
В соответствии с таким признаком предпринимательской деятельности как «систематическое получение прибыли» все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Пункт 2 ст. 50 определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В соответствии с п. 3 ст.
50 ГК РФ, предпринимательскую
Таким образом, круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:
В зарубежном законодательстве
субъектами права на коммерческую тайну
также признаются лица, осуществляющие
предпринимательскую
В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное право представляет собой комбинацию трёх правомочий:
в последнее время всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой правомочие на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя регулятивного права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного правоотношения.68 Эта позиция представляется более справедливой, поскольку в соответствии с ней предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы.69 Во многих случаях посягательство на коммерческую тайну влечёт за собой прекращение коммерческой тайны как объекта гражданских прав и, в лучшем случае, речь может идти только о защите имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся, например, в возмещении убытков.
Круг правомочий на собственные действия обладателя коммерческой тайны достаточно разнообразен.
В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации.70 Специфика коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну. круг этих мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвящённой признакам коммерческой тайны.
Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право пользования охраняемой коммерческой информацией. в литературе под правом пользования понимается возможность осуществления таких действий как:
Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется производство в целом».71