Правовой режим коммерческой тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом.

Оглавление

Введение 2
1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 4
2. Система российского законодательства о коммерческой тайне. 6
3. Понятие и правовая природа коммерческой тайны. 8
4. Субъекты права на коммерческую тайну. 17
5. Содержание права на коммерческую тайну. 19
6. Соотношение служебной и коммерческой тайны. 22
7. Признаки коммерческой тайны. 24
1. Коммерческая ценность информации. 24
2. Отсутствие доступа к информации на законном основании. 26
3. Меры по охране конфиденциальности информации. 30
8. Защита прав обладателя коммерческой тайны. 35
1. Общие положения. 35
2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны. 38
3. способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны. 43
4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны. 45
Заключение. 47
Использованная литература. 49
Использованные нормативно-правовые акты. 51

Файлы: 1 файл

89.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Таким образом, под правом пользования  информацией, составляющей коммерческую тайну, можно возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и применению в своей хозяйственной деятельности.

Владельцу коммерческой тайны, далее, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа  к информации третьим лицам различными способами.72 Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis, особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды.73 Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий, финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую ценность.74  В таких договорах особое внимание уделяется условиям о конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны, защищённость имущественных интересов обеих сторон.

Право распространения информации может быть реализовано также путём предоставления прав на использование информации по договору коммерческой концессии. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель), обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение … право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право … на охраняемую коммерческую информацию. Приведённое положение, правда, нуждается в уточнении: право на охраняемую коммерческую информацию, если речь идёт о коммерческой тайне, не является исключительным правом, поэтому редакция п. 1 ст. 1027 представляется не совсем точной.

Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в прекращении режима секретности этой информации – обладатель коммерческой тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих лиц75, что влечёт за собой прекращение существования коммерческой тайны как объекта прав. Также, обладатель коммерческой тайны может в любое время уничтожить принадлежащую ему информацию: путём уничтожения документов, материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.

Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования от третьих лиц воздержания от незаконного  завладения информацией, составляющей коммерческую тайну.76 В этом правомочии проявляется ещё одна специфика прав обладателя коммерческой тайны: в соответствии с частью второй статьи 139 ГК РФ, защита предоставляется только от завладения информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав обладателя коммерческой тайны. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе, посвящённой защите прав обладателя коммерческой тайны.


6. Соотношение служебной  и коммерческой тайны.

 

Вопрос о соотношении  служебной и коммерческой тайны  имеет достаточно большое практическое значение, поскольку ГК РФ в статье 139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

В отличие от субъектов  права на коммерческую тайну, которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.77 При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации, как то:

    • сведения о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
    • сведения о структуре управления производством, методика обучения персоналом;
    • сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги;
    • сведения об источниках финансирования;
    • сведения о заключённых сделках и т.д.78

 

Согласно другой точке  зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления79

Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также  единства мнений по поводу того, какие  сведения следует относить к служебной  тайне. Так, по мнению авторов научно-практического комментария к части первой ГК РФ, служебной тайной являются сведения "о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т.д., полученные работниками соответствующих учреждений в результате выполнения ими своих трудовых функций".80 Наконец, есть точка зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.81

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», к  служебной тайне относятся «служебные сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами».

Таким образом, субъектами права на служебную тайну являются различные  органы государственной власти.

Исходя из положений данного  Указа, следует признать неверной точку зрения авторов научно-практического комментария к ГК РФ. Так, приводимые ими в качестве примера служебной тайны сведения относятся не к служебной, а к профессиональной тайне. В соответствии с п. 4 данного Указа, к профессиональной тайне относятся сведения, «связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).

Также, следует не согласиться с  Г. Отнюковой, поскольку данным Указом субъектами права на служебную тайну являются органы государственной власти, а не лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного  следует признать соответствующей  точку зрения, согласно которой служебная  тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций. Примером служебной тайны, по всей видимости, можно считать налоговую тайну, предусмотренную ст. 102 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьёй, налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (в том числе производственная или коммерческая тайна налогоплательщика), за исключением сведений:

    • разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия,
    • об идентификационном номере налогоплательщика,
    • об уставном фонде (уставном капитале) налогоплательщика,
    • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения,
    • предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств (в части предоставления этим органам).

В связи с этим вызывает сомнения обоснованность распространения  на информацию, составляющую служебную  тайну, правового режима коммерческой тайны. Как представляется, в готовящемся проекте закона «О служебной тайне»82 следует подробнее определить правовой режим информации, составляющей служебную тайну, а также перечень сведений, которые могут рассматриваться в качестве таковой.

 

7. Признаки коммерческой тайны.

 

в соответствии со статьёй 139 ГК РФ, информация, чтобы считаться  коммерческой тайной, должна соответствовать  одновременно следующим трём признакам:

    • информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам,
    • к ней нет доступа на законном основании,
    • обладатель информации принимает меры по охране её конфиденциальности.

Рассмотрим подробнее перечисленные  критерии охраноспособности.

1. Коммерческая ценность информации.

 

В соответствии со ст. 139 ГК, информация, для того, чтобы она могла считаться  коммерческой тайной, должна иметь  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу её неизвестности  третьим лицам. Этот критерий может  быть рассмотрен под различными углами зрения.

 Во-первых, под коммерческой  ценностью в литературе понимается  способность информации быть  объектом рыночного оборота.83

Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование  которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. Как отмечается в литературе: «в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса».84 На наличие экономической заинтересованности указывалось ещё в литературе начала ХХ века. Так, В. Розенберг писал: «Охрана тайны допустима постольку, поскольку с сохранением тайны сопряжён какой-либо защищаемый правом интерес. в сфере промышленной тайны этот интерес имеет характер имущественного».85

В третьих, к коммерческой тайне относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые  могли бы получить определённую выгоду, если бы они этой информацией обладали (при этом, под третьими лицами в данном случае следует понимать только лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку именно они, во-первых, являются субъектами права на коммерческую тайну, а во-вторых, могут получить экономическую выгоду от получения или использования такой информации). Хотя это условие может выполняться не всегда. Например, какая-то технология настолько сложна и требует таких уникальных условий производства, что фактически лицами иными, чем обладатель такой технологии, использоваться не может, а следовательно, никакой ценности для них не представляет. Однако было бы не правильным отказывать в признании за такой технологией статуса коммерческой тайны, поскольку она представляет несомненную экономическую ценность для её обладателя, кроме того, такая технология представляет для конкурентов её обладателя потенциальную коммерческую ценность.

В четвёртых, информация, составляющая коммерческую тайну, может  иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне  относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.

 

2. Отсутствие доступа к информации  на законном основании.

 

Второй критерий которому должна соответствовать информация чтобы считаться коммерческой тайной состоит в том, что к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании.

Во-первых, это означает, что информация не должна быть общеизвестна. Как писал В. Розенберг, "общеизвестное одною только индивидуальною волею не может быть превращено в тайну".86 Под общеизвестным можно понимать то, что "известно неопределённо большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего".87 Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе, не может считаться коммерческой тайной. Однако, как представляется, в исключительных случаях такая информация всё-таки будет признаваться коммерческой тайной, "если секретом будет тот факт, что предприятие использует именно этот способ или устройство и в связи с этим добивается наибольшего успеха".88 Ведь, исходя из предыдущего критерия, коммерческой тайной считается информация, имеющая коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Если какие-то знания, используемые предпринимателем, позволяют добиваться ему коммерческих успехов и неизвестен тот факт, что эти знания могут приносить выгоду, то такие знания могут считаться коммерческой тайной лица, обнаружившего их полезный эффект.

2. Во-вторых, акцент может быть сделан на словах «свободного доступа». Например, уже упоминавшийся Единообразный Закон о Торговых Секретах, в определении торгового секрета, в частности, указывает, что информация "не может быть легко получена законными средствами". Подобную формулировку содержит и проект закона «коммерческой тайне». 89Представляется, однако, что критерий возможности «лёгкого получения» поглощается более широким критерием возможности «свободного доступа» и его специальное выделение представляется нецелесообразным. Кроме того, следует отметить, что использование таких неюридических терминов как «легко получена» является недостатком проекта и в случае его принятия в таком виде может породить правовую неопределённость, поскольку, фактически, решение этого вопроса будет зависеть от судьи при разбирательстве конкретного спора.

Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны