Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, порядок его формирования срок полномочий, компетенция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В России правительство как орган власти появилось вначале XX в. — в 1906 г. В разное время этот орган именовался Советом Министров, Временным правительством, Советом народных комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров, ныне — Правительством Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........3
1 Государственное устройство и разделение властей РФ……................................5
1.1 Система федеральных органов исполнительной власти………………………..5
1.2 Правительство РФ в системе органов государственной власти ……………….7
2 Структура Правительства РФ………………………………………………….......9
2.1 Состав Правительства РФ…………………………………………………………9
2.2 Порядок формирования Правительства РФ………….........................................10
2.3 Срок полномочий и отставка…………………………….....................................13
3 Компетенция Правительства РФ…………………………………………………..16
3.1 Понятие компетенции Правительства…………………………………………..16
3.2 Функции Правительства РФ……………………………………………………..18
3.3 Ответственность Правительства РФ ……………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………....21
Глоссарий……………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………..25
Приложение…………………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курс. работа.docx

— 65.93 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Костромской
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право
Тема Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, порядок его формирования срок полномочий, компетенция
Фамилия студента Крылов
Имя студента Дмитрий
Отчество  студента Владимирович
№ контракта 05000100104006

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………........3

  1 Государственное устройство и  разделение властей  РФ……................................5

  1.1 Система федеральных органов  исполнительной власти………………………..5

  1.2 Правительство РФ в системе  органов государственной власти  ……………….7

  2 Структура  Правительства   РФ………………………………………………….......9

  2.1 Состав Правительства РФ…………………………………………………………9

  2.2 Порядок формирования Правительства  РФ………….........................................10

  2.3 Срок полномочий и отставка…………………………….....................................13

  3 Компетенция Правительства РФ…………………………………………………..16

  3.1 Понятие компетенции Правительства…………………………………………..16

  3.2 Функции Правительства РФ……………………………………………………..18

  3.3 Ответственность Правительства  РФ ……………………………………………18

  Заключение…………………………………………………………………………....21

  Глоссарий……………………………………………………………………………..23

  Список использованных источников………………………………………………..25

  Приложение…………………………………………………………………………...27

     Введение

     В России правительство как орган власти появилось вначале XX в. — в 1906 г. В разное время этот орган именовался Советом Министров, Временным правительством, Советом народных комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров, ныне — Правительством Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти.

     Орган государственной власти как разновидность органа государства. Орган государства - это структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. Разновидностью государственного органа является орган государственной власти - орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти - это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ осуществляет принадлежащую ему власть, а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции1. Конституционные характеристики органа государственной власти представляют собой совокупность закрепленных в Конституции РФ признаков, черт органа государственной власти, его правовое положение. Орган государственной власти характеризуют следующие конституционные признаки: он является составной и в то же время организационно обособленной частью аппарата государства; образуется в особом, установленном Конституцией порядке; учреждается для осуществления определенных Конституцией задач и функций государственной власти; осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке (так, организационно-правовой формой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти являются сессии, парламентские слушания, пленарные заседания палат, заседания комитетов и комиссий и др. Суды в РФ осуществляют свою деятельность - правосудие в форме уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства). Орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, образующими в своей совокупности его компетенцию. Компетенция федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального собрания, Правительства, судов) определена в Конституции РФ. Наличие государственно-властных полномочий означает: во-первых, то, что орган государственной власти вправе принимать решения, обязательные для всех; во-вторых, обязательность принимаемых им решений обеспечивается возможностью использования мер государственного принуждения. Специфическим признаком органа государственной власти является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах и иных законодательных актах. Так, Конституция РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, комитетов и комиссий. Правительство РФ представлено Председателем, его заместителями и федеральными министрами и т.д. В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.  
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

     1 Государственное  устройство и разделение  властей РФ

     1 .1 Система федеральных  органов исполнительной  власти 
 

     В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ, это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются Президенту и федеральному Правительству РФ совместного ведения Федерации и ее субъектов2.

     В соответствии с Законом "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" 1999 г. (в ред. 2010 г.) Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ. В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.

     Таким образом, в субъектах РФ система  органов исполнительной власти как  бы раздваивается. Часть из них относится  к общероссийской вертикали и  к системе органов субъектов  Федерации, другая часть органов  исполнительной власти субъектов РФ структурно выводится за рамки единой исполнительной власти России, реализуемой  коллегиальным органом - Правительством Российской Федерации. 

    1.2 Правительство РФ в системе органов государственной власти 
     

     Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России. Взаимосвязь различных звеньев федеральных органов исполнительной власти можно представить в виде схемы.

     Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти. С принятие Конституции 1993 г. значительно расширился круг органов государственной власти в РФ. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти. До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов. Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах, якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.

     Отнесение органов исполнительной власти к  числу органов государственной власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России. При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.

     Правительство Российской Федерации – федеральный  орган исполнительной власти. Из ч.1 ст.110 Конституции и Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Структура Правительства  РФ

 
 
    1. Состав  Правительства РФ
 
 

     Правительство РФ – коллегиальный федеральный  орган исполнительной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.92 г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров – Правительства РФ входили также председатели государственных комитетов РФ. Конституция РФ 1993г. Внесла весьма серьезные изменения в отношении состава Правительства: теперь в него включены, помимо Председателя и его заместителей, только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными являются министерства: топлива и энергетики; экономики; науки и технической политики; сельского хозяйства и продовольствия; обороны; здравоохранения и медицинской промышленности; финансов; образования; охраны окружающей среды и природных ресурсов; юстиции; транспорта; и так далее. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения для ряда ведомств, предусмотренные Указом Президента РФ от 10 января 1994г. и иными законодательными актами РФ. Президенту РФ подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и др. Вопрос о процедуре назначения главы Российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность - одна их ключевых и ведущих в государстве3. 
 

     2.2 Порядок формирования  Правительства РФ 
 

     Конституция устанавливает, что Председатель Правительства  РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Она также устанавливает и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:

Информация о работе Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, порядок его формирования срок полномочий, компетенция