Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа
В России правительство как орган власти появилось вначале XX в. — в 1906 г. В разное время этот орган именовался Советом Министров, Временным правительством, Советом народных комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров, ныне — Правительством Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти
Введение………………………………………………………………………........3
1 Государственное устройство и разделение властей РФ……................................5
1.1 Система федеральных органов исполнительной власти………………………..5
1.2 Правительство РФ в системе органов государственной власти ……………….7
2 Структура Правительства РФ………………………………………………….......9
2.1 Состав Правительства РФ…………………………………………………………9
2.2 Порядок формирования Правительства РФ………….........................................10
2.3 Срок полномочий и отставка…………………………….....................................13
3 Компетенция Правительства РФ…………………………………………………..16
3.1 Понятие компетенции Правительства…………………………………………..16
3.2 Функции Правительства РФ……………………………………………………..18
3.3 Ответственность Правительства РФ ……………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………....21
Глоссарий……………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………………………..25
Приложение…………………………………………………………………………...27
.
не позднее 2-недельного срока,
избранного Президента РФ;
.
не позднее 2-недельного срока,
.
в течение недели со дня
отклонения внесенной
Правительства
Государственной Думой. Кандидатуру
на пост Председателя Правительства представляет
Государственной Думе Президент или его
полномочный представитель в федеральном
собрании. Согласно Конституции Государственная
Дума рассматривает кандидатуру, предложенную
Президентом в течение недели. Кандидат
на должность главы Правительства докладывает
Государственной Думе программу основных
направлений деятельности будущего Правительства
РФ, отвечает на вопросы депутатов. После
чего происходит тайное голосование
за предложенную кандидатуру или против
нее. Решение принимается большинством
голосов. Если предложенная кандидатура
отклонена в ходе голосования, то Президент
обязан выставить на должность Председателя
Правительства новую свою кандидатуру,
обсуждение которой происходит в том же
порядке. В случае отклонения второй кандидатуры
происходит обсуждение по третьей
предложенной Президентом кандидатуре.
В случае отклонения третьей кандидатуры
Президента РФ на должность Председателя
Правительства РФ Президент вправе назначить
главу Правительства сам, а Государственную
Думу распустить и объявить новые выборы
Государственной Думы. Эту возможность
Конституция дает Президенту в связи с
тем, что при отсутствии Председателя
Правительства исполнительная власть
не может эффективно исполнять свои обязанности
и это ведет к правительственному, а значит
и государственному кризису. Однако есть
случаи, когда даже после трехкратного
отклонения Государственной Думой
кандидатуры Председателя Правительства
Президент не имеет права разогнать Думу,
например, в период действия на всей территории
РФ чрезвычайного или военного положения,
а также за шесть месяцев до срока окончания
полномочий Президента. В соответствии
с Конституцией РФ Председатель Правительства
не позднее недельного срока после его
утверждения на данной должности должен
представить Президенту предложение о
структуре федеральных органов и исполнительной
власти. В настоящее время эта структура
утверждена Указом Президента РФ от 09.
03. 2004г. "О структуре федеральных органов
исполнительной власти". Согласно ему
она включает Правительство РФ и федеральные
органы исполнительной власти: министерства,
государственные комитеты РФ, комитеты
РФ, федеральные службы, федеральные агентства,
федеральные надзоры. Имеются следующие
министерства РФ: по атомной энергии; внешних
экономических связей; внутренних дел;
здравоохранения и медицинской промышленности;
иностранных дел; культуры; обороны; образования;
охраны окружающей среды и природных
ресурсов; по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; по делам
национальностей и региональной политике;
экономического развития; путей сообщения;
связи; сельского хозяйства и продовольствия;
социальной защиты населения; строительства;
топлива и энергетики; транспорта; труда;
финансов; и др. Конституция РФ 1993г. не
предусматривает (как это было по Конституции
1978г.) вхождение по должности в состав
Правительства РФ председателей правительств
республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской
Федерации - федеральный орган исполнительной
власти общей компетенции. Правительство
Российской Федерации обеспечивает исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации. Правительство
и другие федеральные органы исполнительной
власти, и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации образуют
единую систему исполнительной власти
в России. Федеральное правительство самостоятельно
решает вопросы, отнесенные к его компетенции.
Направляет работу министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти.
По сравнению с правительствами зарубежных
стран правовой статус Правительства
Российской Федерации в значительной
степени законодательно урегулирован
и определяется Конституцией Российской
Федерации, федеральным конституционным
законом, федеральными законами. Нормативными
указами Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации наделен
широкими полномочиями в сфере исполнительной
власти: осуществляет назначения на высшие
должности в государственных органах,
председательствует на заседаниях правительства,
решает вопросы в области внешних сношений
и военной сфере. Положение Правительства
среди других органов российского государства
определяется его полномочиями, закрепленными
в указанных законодательных и нормативных
актах. На основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента
Российской Федерации. Правительство
издает постановления и распоряжения,
которые обязательны к исполнению на всей
территории Российской Федерации.
Правительство обеспечивает их исполнение.
2.3
Срок полномочий
и отставка
В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года. Как уже ранее было отмечено, в Конституции предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей - это отставка4. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом. т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства РФ.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно
из них – заявление Правительства
об уходе в отставку. Обычно такое
решение принимается на заседании
Правительства в присутствии
всех его членов. В этом смысле отставка
является добровольной. Подобная отставка
не означает автоматического прекращения
деятельности Правительства, поскольку
может приниматься или отклоняться
Президентом. В связи с серьезностью
такого шага ему обычно предшествуют
предварительные консультации Правительства
с Президентом. Поэтому случаи отклонения
главой государства заявления
При
выражении недоверия
3.1
Понятие компетенции
Правительства
Правительство
в любом государстве
3.2
Функции Правительства
РФ
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2.
Порядок деятельности
3.3
Ответственность
Правительства РФ
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам5. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом. Ответственность перед Президентом имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут сохранить состав прежнего Правительства или его отдельных членов. Б.Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.). Президент может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. В этих случаях Президент может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу. Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры, как и названные, назначаются Президентом и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководят премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям министров. Председатель Правительства объявлял также публичные замечания отдельным министрам. Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства иногда выступают на заседаниях Совета Федерации, их выступления носят, как правило, лишь информационный характер (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента (право уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как уже говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда он объявлялся два раза в течение трех месяцев. Если этот временной разрыв превышает три месяца, вотумы недействительны.
В 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция РФ, в которой были приняты и закреплены основные права и свободы человека и гражданина РФ. Она стала отправной точкой в развитии Конституционного строя в России. По ней вся федеральная власть делилась на: законодательную, исполнительную и судебную. К законодательной власти относятся Государственная Дума РФ (нижняя палата парламента), Совет Федерации (верхняя палата парламента). К судебной власти в РФ относятся все суды, которые наделены соответствующими полномочиями и независимы в своей юрисдикции от других органов власти на практике. К исполнительной власти относятся в первую очередь Правительство РФ. Как высший федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации Правительство: а) осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов - также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении.
Правительство
РФ как главный исполнительный орган
в системе государственной