Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа
Этими и другими вопросами, с которыми не смогла справится классовая теория, занимается политическая антропология, наука, сформировавшаяся в 50-60-е годы прошлого века. Ее основой стали эмпирические наблюдения исследователей-антропологов за жизнью догосударственных обществ Африки, Океании, Северной и Южной Америки и других частей света. 1. Объектом исследования курсовой работы являются общество и государство.
2. Предмет исследования курсовой работы – теории о происхождении государства, разработанные в политической антропологии. 3. Цель исследования курсовой работы – проанализировать роль политической антропологии в изучении вопроса о проблеме происхождения государства.
Введение 3
1. Понятие политической антропологии
1.1. Сущность понятия политической антропологии
1.2. Задачи политической антропологии 5
2. Политическая антропология о происхождении государства
2.1. Вклад политической антропологии в теорию государства и права 9
2.2. Дискуссии о причинах государствообразования 10
2.3. Происхождение государства 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
1. Понятие политической антропологии |
|
1.1. Сущность понятия политической антропологии 1.2. Задачи политической антропологии |
5
7 |
2. Политическая антропология о происхождении государства |
|
2.1. Вклад политической антропологии в теорию государства и права |
9 |
2.2. Дискуссии о причинах государствообразования |
10 |
2.3. Происхождение государства |
17 |
Заключение |
21 |
Список использованной литературы |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Человечество на протяжении нескольких столетий волнует проблема происхождения государства. В науке существует огромное количество различных теорий происхождения государства. Начиная с патриархальной теории, автором которой были Платон и Аристотель, одна за другой стали возникать различные теории: теологическая теория, теория насилия, расовая теория, психологическая теория, договорная, ирригационная и т.д.
Огромную роль в разрешении вопроса о происхождении государства сыграла классовая теория, наиболее полно изложенная в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Эта теория берет за основу экономический фактор в формировании государства, и все исторические процессы связываются с изменением форм трудовой деятельности, ведением хозяйства. Несомненно, в этом ее основная положительная черта, так как материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль. Однако, необходимо обозначить и недостатки этой теории. Во-первых, классовая теория берет во внимание только лишь экономический фактор образования государства и игнорирует другие факторы, как например, политические, идеологические (религиозные), психологические, экологические и т.д. Во-вторых, классовая теория описывает лишь одну схему происхождения государства, не беря при этом во внимание, что в других странах процесс государствообразования мог идти по-иному. В-третьих, в древний период развития человечества преобладало коллективистское сознание, следовательно, марксистский тезис о том, что государство защищало исключительно интересы господствующего класса, представляется не вполне состоятельным.
Этими и другими вопросами, с которыми не смогла справится классовая теория, занимается политическая антропология, наука, сформировавшаяся в 50-60-е годы прошлого века. Ее основой стали эмпирические наблюдения исследователей-антропологов за жизнью догосударственных обществ Африки, Океании, Северной и Южной Америки и других частей света.
1. Объектом исследования курсовой работы являются общество и государство.
2. Предмет исследования курсовой работы – теории о происхождении государства, разработанные в политической антропологии.
3. Цель исследования курсовой работы – проанализировать роль политической антропологии в изучении вопроса о проблеме происхождения государства.
4. Для достижения поставленной цели в ходе курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
Структура курсовой работы включает в себя ведение, две главы, заключение и список использованной литературы. В свою очередь, главы подразделяются на параграфы: первая глава содержит два параграфа, вторая глава – три параграфа.
1. Понятие политической антропологии
1.1. Сущность понятия политической антропологии
Политическая антропология сложилась как одно из ответвлений антропологической науки. В самом широком смысле антропология (от греч. антропос – человек) – это совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности. Иногда в современной отечественной литературе встречаются высказывания, что антропология, главным образом социальная и культурная антропология, – молодая наука, находящаяся на этапе своего становления. Однако это далеко не так. Первая кафедра социальной антропологии была создана еще в 1908 г. при Ливерпульском университете Дж. Фрэзером, хотя реально данная дисциплина сформировалась еще в XIX в. В настоящее время антропология представляет собой целый комплекс наук о человеке и его деятельности.
Политическая антропология это особая дисциплина, сравнительно недавно сформировавшаяся, пограничная с политическими науками: она сформировалась в 50-60-е годы XX в..
Причиной возникновения новой
дисциплиной явилось, то что некоторые
антропологи стали осознавать актуальность
расширения временных рамок своих
исследований и необходимость кооперации
с другими науками. Поскольку
антропологи занимались преимущественно
исследованием неевропейских
Существуют различные
У истоков разработки политической антропологической теории, безусловно, стоял выдающийся американский антрополог Люис Генри Морган (1818-1881). В своих книгах «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851; рус. пер. 1983) и «Древнее общество» (1877; рус. пер. 1934) он уделил большое внимание формам социальной организации доисторических обществ. В последней книге Морган выделил две стадии в политической эволюции: (1) социальную организацию, основанную на родах, фратриях и племенах, и (2) организацию политическую, основанную на территориальных отношениях и частной собственности. Переход от родоплеменной организации к государству осуществлялся, согласно Моргану, в форме «военной демократии».
Эта работа оказала большое влияние на Фридриха Энгельса (1820- 1895), который, опираясь на идеи американского антрополога, написал свою книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В сущности, это пересказ книги «стихийного материалиста» Моргана с «правильной» марксистской точки зрения. Энгельс последовательно рассмотрел на примере ряда обществ, как осуществляется переход от родовой организации через «военную демократию» к классовому обществу и государству. Однако в этой работе Энгельс максимально упростил марксистский взгляд на историю – в результате куда-то исчезла ранее выдвинутая в «Анти-Дюринге» (1878) функциональная (организаторская) версия генезиса государства на Востоке, вместо приверженности двухлинейной теории генезиса государства Энгельс выглядит сторонником однолинейной схемы исторического процесса.
1.2 Задачи политической антропологии
Задачей политической антропологии является изучение властных процессов и систем, в которых проявляются корни и формы политического действия в наших обществах2.
В.В. Бочаров указывает, что политическая
антропология изучала системы властно-
Если собрать воедино эти и другие определения, можно дать общее определение предмета данной дисциплины. Это:
- совокупность институтов
- структура данных институтов и их сравнительная типология,
- анализ причин и факторов преобразования одних форм в другие,
- проблемы адаптации,
Одним из важных вопросов, который изучает политическая антропология является вопрос происхождения государства.
Данная наука внесла значительный вклад в исследование процессов возникновения государства. Она изучает происхождение государства на огромном эмпирическом материале, накопленном этнографами, археологами, историками о раннегосударственных образованиях. При всем многообразии мнений можно выделить общие взгляды политических антропологов на происхождение государства.
Таким образом, термин «политическая антропология» имеет различные определения, однако, исходя из характеристики предмета, указанной выше, можно дать следующее наиболее полное, точное определение данной дисциплине: политическая антропология - это антропологическая дисциплина, изучающая народы мира с целью выявления особенностей политической организации в исторической динамике.
2. Политическая антропология о происхождении государства
2.1. Вклад политической антропологии в теорию государства и права
Происхождение и природа государства – это вопрос из разряда «вечных», и ответить на него исчерпывающе практически невозможно. Во всей мировой науке государство является объектом изучения множества дисциплин, таких как, история, социология, юриспруденция, экономика, философия. Это вполне естественно, так как универсальный характер явления предполагает разносторонний к нему подход.
Политическая антропология, как новая дисциплина, взяла на себя роль центра теоретико-методологической координации всех вышеперечисленных дисциплин в изучении проблемы генезиса государства4.
Возникновение данной науки не случайно, следует выделить следующие обстоятельства послужившие этому:
- во-первых, понимание генезиса
государства не может быть
достижимо без анализа
- во-вторых, политическая
антропология доказала, что механизмы
социального контроля
В политической антропологии выделяют два научных подхода – функциональный и процессуальный.
Функциональный подход в отношении генезиса государства пытается ответить на вопрос, чем отличается государство от догосударственных форм общественной организации.
Процессуалистов же больше интересует, как проходит переход от одной формы к другой. Первоначально процессуальный подход был выдвинут в качестве отрицающего функциональный подход. На самом же деле большинство антропологов, в том числе и занимающихся проблемой происхождения государства, в той или иной степени сочетают в своих исследованиях элементы обоих подходов.
Оба метода не только не противопоставлены друг другу, а взаимно дополняют, отвечают на разные вопросы, обогащая знания о предмете.
Проблему происхождения государства в политической антропологии следует понимать как преобразование одних форм и механизмов власти в другие, качественно иные, вызванные к жизни совокупностью стимулов и факторов.
Таким образом, политическая антропология внесла наибольший вклад именно в изучении вопроса генезиса и природы государства, который является основным вопросом в теории государства и права.
2.2. Дискуссии о причинах государствообразования
В работах Л. Уайта, выдающегося американского антрополога, нашли отражение эволюционные идеи, восходившие еще к трудам Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса:
- рост численности населения
и развитие общественного
- появление социальной и
- возникновение государства как
органа защиты классовой