Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа
Этими и другими вопросами, с которыми не смогла справится классовая теория, занимается политическая антропология, наука, сформировавшаяся в 50-60-е годы прошлого века. Ее основой стали эмпирические наблюдения исследователей-антропологов за жизнью догосударственных обществ Африки, Океании, Северной и Южной Америки и других частей света. 1. Объектом исследования курсовой работы являются общество и государство.
2. Предмет исследования курсовой работы – теории о происхождении государства, разработанные в политической антропологии. 3. Цель исследования курсовой работы – проанализировать роль политической антропологии в изучении вопроса о проблеме происхождения государства.
Введение 3
1. Понятие политической антропологии
1.1. Сущность понятия политической антропологии
1.2. Задачи политической антропологии 5
2. Политическая антропология о происхождении государства
2.1. Вклад политической антропологии в теорию государства и права 9
2.2. Дискуссии о причинах государствообразования 10
2.3. Происхождение государства 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Сам Лоуи являлся сторонником функциональной версии, он полагал, что организационная деятельность предводителей могла привести к складыванию государства, хотя и не продемонстрировал, как этот процесс должен был происходить в истории.
Известный востоковед и критик советского авторитаризма Карл Виттфогель (1896-1988) выдвинул ирригационную теорию политогенеза, согласно которой первоначальная государственность и развитие власти напрямую связаны с необходимостью строительства для общества крупномасштабных оросительных сооружений.
Эстер Босерап
высказала предположение, что предпосылкой
государства является демографический
рост. Когда осваивается вся
Отчасти эти
идеи перекликаются с «
Грегори Джонсон и Генри Райт, изучая механизмы реагирования социальных систем на различные стрессы, пришли к выводу, что увеличение размеров социальной системы возможно до определенного порога. При чрезмерном увеличении нагрузки уменьшается эффективность существующей организации принятия решений. Чтобы справиться с возникшими перегрузками, необходимо ввести организационную иерархию, т. е. государство. Рассмотрев системы поселений в Месопотамии, они пришли к выводу, что переход от двухуровневой политической организации к трехуровневой сопровождался изменениями в архитектуре, специализации поселений, масштабной урбанизации. Все это, по их мнению, дает основание предположить, что для вождеств была характерна двухуровневая иерархия (локальные общины и центр), тогда как для ранних государств – трехуровневая (деревни, районные центры и столица).
Еще одна популярная модель - торговая. Ее основная посылка основана на том, что торговля на большие расстояния является важным компонентом увеличения власти правителей вождеств и ранних государств. Получая из-за границы своих владений редкие и диковинные товары и распределяя их внутри общества, иерарх контролировал ре-дистрибутивную сеть, повышал свой престиж и увеличивал влияние на подданных.
Важную роль
в закреплении государственного
механизма играла идеология. Она
узаконивала сложившееся
Исходя из вышесказанного, в целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой обязательной причины возникновения государства. На процессы политогенеза оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологии, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определив предмет и метод политической антропологии, рассмотрев историю ее разработки, изучив общий вклад политической антропологии в теорию государства и права в целом, можно считать цель исследования курсовой работы достигнутой и сделать следующие выводы.
Во-первых, политическая антропология сравнительно молодая наука, которая появляется в 50-60-е годы ХХ столетия. Она появляется в форме дисциплины, которая изначально рассматривает «архаические» общества, где государство не конструировано отчетливо, где оно существует и представляет очень разные конфигурации. Именно поэтому она неизбежно рассматривает проблему государства, его генезиса и его первых проявлений.
Во-вторых, Политическую антропологию следует определять как антропологическую дисциплину, изучающую народы мира с целью выявления особенностей политической организации в исторической динамике
В-третьих, политическая антропология имеет определенные цели:
1) Определение политического,
2) Прояснение процесса
3) Осуществление исследований с
применением сравнительно-
В-четвертых, антропологическое исследование стремится прояснить происхождение первых и простейших институтов, его представители никогда этого не отрицали. Проблема генезиса государства рассматривалась основателями и продолжает рассматриваться в некоторых недавних работах. В ходе этих исследований было выработано множество теорий и подходов, которые, несомненно, являя собой возможность разрешения извечного вопроса о происхождении государства, тем не менее, сталкиваются с одной и той же трудностью. И эту трудность они пытаются разрешить с помощью одних и тех же средств: не находя внутри догосудартсвенных обществ достаточных условий для образования государства, они ищут вне их причины дифференциального разрыва, который позволяет основать отношения господства. Такими причинами, как правило, являются экономические, политические, климатические, демографические и иные факторы, которые ложатся в основу какой-либо теории. В последнее время многие исследователи предпочитают не выделять какой-то один фактор, а приводить целую совокупность оных, выбирая среди них один или два, которые имеют наибольшее значение в конкретном догосударственном обществе в конкретный исторический период.
Цели исследования курсовой работы достигнуты – проанализировав роль политической антропологии в изучении вопроса о проблеме происхождения государства, можно сказать, что политическая антропология в современном научном мире выступает как дисциплина, которая взяла на себя роль центра теоретико-методологической координации в изучении проблемы генезиса государства.
Задачи исследования курсовой работы решены. Таким образом, небезосновательно можно предположить, что, взаимодействуя с экономической антропологией, историей и другими дисциплинами, политическая антропология сможет продвинуться в проблеме генезиса государства, сформировать новые теории и точки зрения по этому вопросу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 См.: Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: Ладомир, 2004. С.25.
2 См.: Крадин Н.Н. Политическая антропология. М.: Ладомир, 2004. С.27.
3 Бочаров В.В. Истоки власти. СПб, 1997. С. 141.
4 Корнев В.Н. Теория происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России // Право и политика. 2010. №3. С. 69.
5 См.: Кочакова Н.Б. Размышления по поводу раннего государства// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности, отв. редактор Попов В.А., М., 1995. С. 35-40.
6 См.: Баландье Ж. Политическая антропология, М.: Научный мир, 2001. С. 36.
7 См.: Исаев И.А. «Вождизм», как политико-правовое явление // История государства и права. 2012. №15. С. 3.
8 См.: Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С.45-47.
9 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права, М.:«Высшая школа», 2004. С. 254.
10 Карнейро Р., Саутхолл Э. Альтернативные пути к цивилизации, М., 2000. С. 99.
11 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. С.345.
12 См.: Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства// Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 199. С.36.