Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:52, контрольная работа
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие политического режима…………………………………………………4
Демократический режим………………………………………………………….5
Тоталитарный режим……………………………………………………………..9
Авторитарный режим……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Контрольная работа
по дисциплине
«Политология»
Тема: «Политические режимы: понятие и виды»
Выполнила студентка
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Проверила преподаватель:
Пермь, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие политического режима…………………………………………………4
Демократический режим………………………………………………………….5
Тоталитарный режим……………………………………………………………..
Авторитарный режим……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Проблему рационального устройства государственной власти пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.
Рассматривая формы политического режима, мы, прежде всего, отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.
Понятие политического режима
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.
Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических
процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное
влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов
деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и
государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно- политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное
значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. Д
Демократический режи
На современном политическом языке термин «демократия» является одним из наиболее распространенных и многозначных. Данный термин появляется в Древней Греции и обозначает народовластие или такую форму государственного устройства, при которой народ имеет наиболее широкие права и приобщен к участию в политическом процессе. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интересами.
Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многоаспектное явление. Она не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, а распространяется также и на другие сферы: экономическую, социальную, идеологическую, научную. Мы говорим об экономической, идеологической, культурной демократии, подразумевая определенные права и свободы, которыми наделяются граждане общества. Именно демократия является тем политическим режимом и той формой государственного устройства, к которой стремится подавляющее большинство государств. Несмотря на это, демократия является скорей идеалом, привлекательной утопией, чем реальностью. Дело в том, что понятие «демократия» содержит в себе внутреннее противоречие. Ведь народовластие в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит, отрицание политического господства, необходимости в аппарате принуждения. Другими словами, подлинное народовластие не может осуществляться в рамках государства. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание государства, его замена общественным самоуправлением представляется утопией, учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека, неизбежное расхождение интересов различных людей. Подлинное народовластие предполагает, что действия каждого человека демократического общества продиктованы рациональными мотивами и заботой о других гражданах; что каждый гражданин общества способен интересы общества поставить выше собственных. Учитывая это, демократия как народовластие выступает сейчас скорее как ориентир, заманчивая перспектива, к которой могут прийти государства, достигнув определенного уровня своего развития. Реальная же демократия в лучшем случае представляет собой власть большинства над меньшинством.
Демократия, как и любой политический режим, обладает рядом характерных черт:
1) народ признается источником власти в государстве;
2) равноправие граждан перед законом;
3) выборность основных органов государства
4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, при этом мнение меньшинства уважается;
5) соблюдается принцип разделения властей;
6) приоритет прав человека над правами государства.
В некоторых из перечисленных особенностей демократии также можно отметить противоречия. С одной стороны, в любом даже демократическом обществе существует оппозиция или то меньшинство, о котором шла речь. С другой стороны, важно, чтобы это меньшинство действительно оставалось таковым, ведь история знает примеры, когда при принятии решения большинство составляло 55% от числа голосовавших. Это означает, что 45% голосовавших не поддерживали данное решение, и такое количество граждан не может являться меньшинством.
Другое противоречие состоит в том, что иногда права человека и их приоритетность по отношению к государству могут пойти вразрез с правами государства и поставить под удар его безопасность, независимость. Ведь именно государство обеспечивает безопасность своим гражданам, и именно оно является источником их прав и свобод.
В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражаются воля и интересы народа, различают две разновидности демократии: представительную и непосредственную. Представительная демократия предполагает наличие в обществе выборных органов государственной власти, с помощью которых народ и будет осуществлять свою власть через представителей. Непосредственная демократия опирается на референдумы, собрания, сельские сходы, с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно. Наибольшее внимание в литературе уделяется представительным демократиям, поскольку они являются наиболее возможными, учитывая многочисленность населения любого государства. Непосредственная демократия характерна для Древней Греции, численность жителей которой позволяло выражать свои интересы и участвовать в принятии политических решений непосредственно.
В современной политологической литературе достаточное внимание уделяется идентитарной и конкурентной демократиям. Идентитарная демократия построена на основе социального единства, характеризуется господством единой, общенародной государственной воли. Из этого следует, что идентитарная демократия отвергает автономность отдельного человека, его возможность обладать личными интересами и вступать в социальный конфликт и в то же время устанавливает общую волю народа, его интересы. Такая демократия может привести к тирании, постепенному уничтожению демократических основ вообще. Все известные диктаторы XX в. выступали от имени народа и как бы по его поручению, при этом обязательно подавлялась часть населения, не согласная с диктаторским режимом. Поэтому нельзя исключать возможность, что идентитарная демократия со временем может перерасти в политический режим, далекий от демократии.
Если идентитарная демократия основана на марксистской теории, то конкурентная демократия лежит в основе современных западных представлений о демократии. Одним из показателей конкурентной демократии является характер партийных систем. Дело в том, что в ней отсутствуют запреты на какие-либо партии. Главной идеей конкурентной демократии является приоритет личности, индивида над обществом, государством, а не наоборот. Личность здесь рассматривается как основа гражданского общества и государства.
Конкурентная демократия может быть как представительной, так и непосредственной, в зависимости от государства, его культуры, традиций, экономического развития и т.д. В отличие от идентитарной в конкурентной демократии отдельно взятая личность может вступать в социальный конфликт, здесь важна воля не только государства, но и отдельного гражданина. Более того, из личных интересов каждого гражданина рождаются интересы государства. При таком понимании демократии личность наименее ограничена в выборе своего поведения. Однако, несмотря на такое количество положительных черт, данная демократия должна «оберегаться», регулироваться, так как увлечение либеральными свободами способно привести к анархии, безвластию в государстве.
Итак, идентитарная демократия – это полное осуществление власти самого народа, воплощение его единой воли в политике государства. Конкурентная же демократия – это свободное соперничество политических сил с неопределенными результатами. Подлинная демократия предполагает такое устройство социально-политических отношений, при котором правительство избирается народом и в случае необходимости устраняется по воле народа, без насилия.
В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти: личность, социальная группа или народ, можно выделить три группы демократий:
1) индивидуалистическая;
2) плюралистическая;
3) коллективистская.
Исторически первой является коллективистская модель демократии. Для нее были характерны неограниченная власть большинства над меньшинством, беззащитность личности по отношению к государству. Данная модель была характерна для античности, здесь еще сохраняется частная собственность, отсутствует тотальный контроль над населением.
Коллективистская демократия является несостоятельной для нынешних дней, так как власть народа не может быть реальной без гарантирования индивидуальной свободы и других прав личности. История показала, что «общая воля», «общенародный» интерес представляют собой лишь вымысел, миф, оправдывающий политическое господство отдельного лица или группы, даже если они рассматриваются как неоспоримые границы демократии.