Политические режимы: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие политического режима…………………………………………………4
Демократический режим………………………………………………………….5
Тоталитарный режим……………………………………………………………..9
Авторитарный режим……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

политология 2 семестр.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Индивидуалистическая демократия выделяет личность из общества и государства, уделяет первостепенное внимание гарантиям прав и свобод гражданина, предотвращает всякое подавление личности властью.

Плюралистическая демократия исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики. Именно в группе, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности личности. С Помощью группы личность получает возможность участвовать в политике и защищать свои интересы. Народ не может являться главным субъектом политики, так как представлен людьми с противоположными интересами. Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, приходить к компромиссу.

Плюралистические теории демократии находят практическое применение во многих государствах мира, однако и они обладают недостатками. Данные теории преувеличивают сплоченность населения, активное отстаивание своих интересов. В реальной жизни не более одной трети граждан представлены в группах интересов. Поэтому данная модель демократии не будет властью большинства. Недостаточно учитывается и даже игнорируется влияние многочисленных социальных слоев на власть. Сегодня мы видим, что власть достаточно тесно переплетена с бизнесом, отдельными профсоюзами, и это нельзя не учитывать. Плюралистические теории демократии рассматривают государство как нейтрального арбитра, стремящегося к справедливому сочетанию интересов всех слоев населения. На самом деле государство обычно находится под влиянием капитала, поэтому не может придерживаться нейтралитета.

Как отмечают многие политические антропологи, человек не всегда готов к демократии, так как он – существо противоречивое, поддающееся внешнему воздействию и лишь частично разумное. Демократия предполагает такую модель управленческой системы, которая основывается на рациональном поведении рядовых граждан и политических элит, их готовности действовать разумно, сочетая свои собственные интересы с интересами других, всего общества. Однако типичными чертами политической жизни большинства государств мира являются пренебрежение интересами других людей, религиозная и национальная непримиримость, индивидуальный и групповой эгоизм, иррациональность поведения граждан.

Любой политический режим, в том числе и демократия, – благо лишь тогда, когда он соответствует политической культуре и менталитету народа, когда демократические правила игры признаются и принимаются подавляющим большинством граждан, когда можно говорить о самодисциплине, об уважении к закону.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях, например в периоды войн, острых кризисов, когда нужно основываться скорее не на добровольных побуждениях гражданка на требованиях времени.

Переход к демократии требует длительного промежутка времени и целесообразен лишь тогда, когда общество испытывает в ней необходимость. Насаждение демократии «сверху» неспособно не только построить демократию, но и подрывает имеющийся порядок в обществе, когда демократические реформы превращаются в ширму для безнравственной деятельности, растаскивания государственного достояния и разрушения самого государства.

 

Тоталитарный режим

 

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

В 1956 году два американских политолога – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – подчинены идеологии.

2. Монополия на власть единой массовой партии. Строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.

3. Система террористического контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом.

4. Всеобъемлющий контроль над вооружёнными силами.

5. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой и др.

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Истоки тоталитаризма – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма – ленинизма, которая утверждала: 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры- монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок- появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал- социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс- многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал- социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.

Общие предпосылки тоталитаризма следующие:

1.                  индустриальная стадия развития;

2.                  нарастание рациональности и организованности в жизни общества;

3.                  появление монополий и их срастание с государством;

4.                  этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;

5.                  массовое коллективистско- механистическое мировоззрение;

6.                  эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований;

7.                  психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество;

8.                  острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;

9.                  появление многочисленных маргинальных слоев.

Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.

 

Авторитарный режим

 

Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся с тоталитарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм ( самовластие) или небольшое число носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее не подконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти и политики , недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.

Информация о работе Политические режимы: понятие и виды