Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, курс лекций
Большая часть договоров порождает последствия имущественного характера (договор купли – продажи, дарения). Но часть из них порождает обязательства неимущественного характера (учредительные договоры о создании товариществ, организационные договоры о перевозках, предварительные договоры на заключения договоров в будущем на условиях данного договора).
• осуществить погрузку в соответствии с установленными правилами, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 791 ГК), и в сроки, предусмотренные им (п. 3 ст. 791 ГК).
Правомочия перевозчика:
• подать отправителю исправные транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза в срок, установленный в заявке грузоотправителя (п. 1 ст. 791 ГК);
• осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 791 ГК).
Правомочия грузополучателя:
• выгрузить прибывший груз в срок, предусмотренный договором (п. 3 ст. 791 ГК);
• предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК).
3. Договор перевозки пассажира и багажа
По договору
перевозки пассажира и
Заключение
договора перевозки пассажира
Договор этот в отличие от договора перевозки груза является консенсуальным, а в случае перевозки транспортом общего пользования — публичным. Такие договоры могут быть разовыми и длительными.
Провозная плата
в настоящее время регулируется
тарифами, установленными государством,
только на перевозку пассажиров железнодорожным
транспортом и на всех видах общественного
городского и пригородного транспорта,
а в остальных случаях
Обязанности пассажира:
• приобрести билет, хранить до конца поездки и предъявлять его в пути следования уполномоченным должностным лицам;
• уплатить в установленном размере штраф за безбилетный проезд;
• соблюдать установленные правила перевозок.
Права пассажира:
• занять место в соответствии с билетом;
• перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях;
• провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
• сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК);
• требовать уплаты ему штрафа перевозчиком в случае задержки отправления либо опоздания прибытия транспортного средства, перевозящего его (п. 1 ст. 795 ГК);
• отказаться от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и получить провозную плату от перевозчика (п. 2 ст. 795 ГК);
• получить от перевозчика возмещение за вред, причиненный его жизни и здоровью (ст. 800 ГК).
Обязанности перевозчика:
• перевезти пассажира в пункт назначения в срок, предусмотренный договором, или в разумный срок (ст. 792 ГК);
• возвратить деньги пассажиру за неиспользованный билет при вынужденном отказе пассажира от перевозки, а также уплатить ему штраф за задержку отправления или опоздания прибытия транспортного средства (ст. 795 ГК);
• ответить за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность (ст. 800 ГК).
Договор перевозки багажа является реальным, в случае перевозки транспортом общего пользования — публичным.
К отношениям, связанным с перевозкой багажа так же, как и с перевозкой пассажира, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Багаж — вещи, которые используются для личных бытовых целей пассажира и перевозятся вместе с ним, но в багажном вагоне за отдельную плату на основе проездного билета пассажира. Обязанность перевозки багажа для перевозчика вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК).
Плата за перевозку багажа взыскивается в моменг принятия его.
Срок доставки багажа исчисляется временем следования транспорта до пункта назначения.
Выдается багаж предъявителю багажной квитанции, а в случае ее утери — при условии, что пассажир доказал свои права на его получение (в таком случае багаж выдается по акту).
Хранится багаж в пункте назначения бесплатно только в течение суток, последующее хранение осуществляется за плату в соответствии с тарифом. Багаж, не полученный в течение 30 дней, подлежит реализации, а вырученные за него деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм передаются предъявителю багажной квитанции в течение шестимесячного срока.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Договор транспортной
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.
Договором транспортной
экспедиции могут быть предусмотрены
обязанности экспедитора
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Характеристика договора: взаимный, возмездный, может быть либо консенсуальным, либо реальным.
Предметом договора являются услуги, связанные с перевозкой груза, которые делятся на основные (заключение договора перевозки и ее организация) и дополнительные (любые услуги, связанные с транспортировкой груза).
Сторонами договора являются экспедитор — им может быть только предприниматель, имеющий лицензию на этот вид деятельности, и клиент — им может быть лицо, заинтересованное в получении экспедиционных услуг: отправитель, получатель, собственник груза.
Форма договора — простая письменная. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если он действует от имени клиента.
Срок договора определяется характером операций, осуществляемых экспедитором: они могут быть как однократными, так и многократными. В последнем случае договоры заключаются на длительный срок.
Ценой договора является вознаграждение экспедитора, определяемое либо по соглашению сторон, либо в соответствии с тарифами и таксами, установленными экспедитором.
Обязанности экспедитора:
1) организовать перевозку груза определенным видом транспорта по маршруту, выбранному клиентом или им самим;
2) заключить договор перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
3) обеспечить отправку и получение груза в согласованном месте и др. (п. 1 ст. 801 ГК);
4) в качестве дополнительных обязанностей могут быть предусмотрены следующие:
• получение документов, требующихся для экспорта или импорта груза;
• выполнение таможенных или иных формальностей;
• проверка количества и состояния груза;
• погрузка и выгрузка груза;
• уплата пошлин, сборов и других расходов;
• хранение груза;
• получение груза в пункте назначения.
Основные обязанности клиента:
1) передача груза экспедитору и получение его;
2) возмещение расходов экспедитора;
3) предоставление экспедитору документов и другой информации, необходимой экспедитору (о свойствах груза, об условиях его перевозки) (п. 1 ст. 804 ГК). В случае ее недостаточности дополняет информацию по запросу экспедитора (п. 2 ст. 804 ГК), непредставление ее дает право экспедитору не приступать к исполнению своих обязанностей (п. 3 ст. 804 ГК);
4) возмещение экспедитору убытков, возникших в связи с непредставлением необходимой информации (п. 4 ст. 804 ГК).
Содержание дополнительных обязанностей клиента определяется особенностями каждого договора экспедиции.
Ответственность сторон за неисполнение или за ненадлежащее исполнение договора является полной, основанием ее может быть предпринимательский риск (п. 3 ст. 401 ГК), а не вина стороны, а также наличие общих условий, предусмотренных в гл. 25 ГК РФ для ответственности за неисполнение обязательств (ст. 803 ГК).
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Прекращение договора имеет особенность: оно возможно в результате одностороннего отказа любой стороны, но с обязательным предупреждением об этом другой стороны в разумный срок и возмещении стороной, заявившей об отказе, другой стороне убытков, вызванных расторжением договора (ст. 806 ГК).
5. Договор буксировки
По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязана за плату буксировать плавучий объект до определенного пункта или для выполнения определенного маневра, а другая сторона (клиент) — уплатить обусловленную договором плату.
Характеристика договора: взаимный, возмездный, может быть как реальным, так и консенсуальным.
Регулируется этот договор только Кодексом торгового мореплавания, Кодексом и уставами внутреннего водного транспорта (КТМ, КВВТ, УВВТ).
Предмет договора — услуги по перемещению плавучего объекта. Таким объектом может быть плот, судно, несамоходная баржа, транспорт, выводимый буксиром из гавани.
Перемещение объекта осуществляется путем его тяги или толкания.
Перемещение
плавучего объекта на море в определенный
пункт является морской буксировкой,
а перемещение его для
Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, а портовая буксировка — под управлением капитана буксируемого плавучего объекта (ст. 229, 230 КТМ).
При речной буксировке экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна (ст. 89 КВВТ).
Форма договора буксировки на речном транспорте должна быть обязательно письменной в виде накладной, представляемой клиентом буксировщику. В обмен на накладную буксировщик (пароходство) выдает квитанцию клиенту. Договор же морской буксировки может быть заключен в любой форме независимо от его суммы. Однако факт возложения обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должен доказываться только письменными доказательствами.
Стороны договора буксировки. Буксировщик является владельцем буксирующего судна. В этой роли могут выступать пароходство, порт, пристань. Клиентом является владелец буксируемого объекта. Им может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке плавучего объекта, при этом право владения может быть связано как с правом собственности, так и с вещным правом несобственника.
Правомочия сторон договора различаются в зависимости от объекта буксировки: является ли объект судном или плотом, а также от этапа оказания услуг: до подачи буксира и принятия объекта к буксировке, в процессе буксировки и после ее завершения.
Ответственность
сторон договора буксировки за ущерб,
причиненный клиенту или
Тема 15 ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
1. Понятие, виды, элементы, правовое
регулирование договора
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК).
Договор этот относится к договорам по оказанию фактических услуг.
Характеристика договора хранения: может быть как реальным, так и консенсуальным, как возмездным, так и безвозмездным, взаимным. Виды договоров хранения зависят от вида хранения. Виды хранения:
• обычное хранение и специальное хранение:
а) на товарном складе;
б) в ломбарде;
в) в камере хранения в транспортной организации;
г) в гардеробе;
д) в гостинице и в других местах временного проживания (в санатории) и местах нахождения (в бане);
е) вещей, являющихся предметом спора (секвестр);