Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:01, лекция

Краткое описание

Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

Файлы: 1 файл

опекун и пуручитель.docx

— 68.01 Кб (Скачать)

При выявлении и  в процессе учета детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства ведет статистическую отчетность по форме № 103-РИК. Приказ "Об утверждении статистического инструментария для организации рособразованием статистического наблюдения за выявлением и устройством детей и подростков, оставшихся без попечения родителей» от 23 Июня 2008 г. N 143 Органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей и по истечении установленных законом сроков передают региональному оператору анкеты детей К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения).

Региональный оператор передает в Министерство образования  Российской Федерации сведения о  детях в электронном виде по электронной  почте (либо по модемной связи, либо на магнитных или лазерных дисках). К анкетам детей прилагается  сопроводительное письмо, в котором  указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения).Чашин А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ // .- М.: Дело и Сервис, 2009, С. 78

Наконец, согласно ст. 9 ФЗ «Об опеке и попечительстве»  при перемене места жительства подопечного  орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного  в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в  течение трех дней со дня получения  от опекуна или попечителя извещения  о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, до принятия нового ФЗ «Об опеке и попечительстве»  органы опеки являлись органами местного самоуправления, а теперь они переведены в ведомство исполнительной власти. На наш взгляд, это решение нецелесообразно. Ранее они были ближе к тем  проблемам, которые решали. Органы опеки  как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Они  не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие  проблемы. При этом всем уже известно, что устройство ребенка в семью  не только психологически и нравственно  целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. Закон  не отвечает главной задаче - как  устраивать судьбу ребенка, когда в  этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут  реализоваться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь  в семье, как можно вовлекать  разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации.

§2.2 Опекуны и попечители как субъекты института  опеки и попечительства

Согласно ст.10 ФЗ «Об  опеке и попечительстве» требования, предъявляемые к личности опекуна  или попечителя, устанавливаются  Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или  попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 35) устанавливает следующие  требования к личности опекуна и  попечителя:

опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане;

не могут быть назначены  опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Семейный кодекс РФ (ч. 1 и 3 ст. 146) устанавливает следующие  требования к личности опекуна и  попечителя:

-опекунами и попечителями  могут назначаться только совершеннолетние  дееспособные граждане;

не могут быть назначены  опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав;

не назначаются  опекунами (попечителями) лица, больные  хроническим алкоголизмом или наркоманией;

не назначаются  опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

не назначаются  опекунами (попечителями) лица, ограниченные в родительских правах;

не назначаются  опекунами (попечителями) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

не назначаются  опекунами (попечителями) лица, которые  по состоянию здоровья (п. 1 ст. 127 Семейного  кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может  принять ребенка под опеку (попечительство) установлено Правительством Российской Федерации в Постановлении «Об  утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может  усыновить ребенка, принять его  под опеку (попечительство), взять  в приемную семью». Постановление  Правительства Российс-кой Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» от 1 мая 1996 г. № 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) // Собрание законодательства РФ, 1996, №8

Этот перечень включает в себя:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации  у больных I, II, V групп диспансерного  учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного  аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания  до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными  или ограниченно дееспособными;

все заболевания и  травмы, приведшие к инвалидности I или II группы, исключающие трудоспособность.

В целях получения  сведений о личности предполагаемого  опекуна или попечителя орган  опеки и попечительства вправе требовать  от гражданина, подавшего заявление  о назначении его опекуном или  попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать  информацию о нем в органах  внутренних дел, органах записи актов  гражданского состояния, медицинских  и иных организациях. Орган опеки  и попечительства вправе требовать  предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности  опекуна или попечителя. В органах  внутренних дел органами опеки и  попечительства могут быть получены сведения о наличии или отсутствии судимости кандидата в опекуны  и попечители, а так же о фактах привлечениях таких лиц к административной ответственности.

Сведения о личности предполагаемого опекуна или  попечителя, полученные органом опеки  и попечительства, относятся в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в области  персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц). Согласно Федеральному закону «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных. Федеральный закон  «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ч. 1 ст. 7 // Собрание законодательства РФ, 2006, №12

Ч. 5 ст. 10 ФЗ «Об опеке  и попечительстве» устанавливает  положение, согласно которому бабушки  и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего  подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или  попечителями перед всеми другими  лицами, т.е. речь идёт о предоставлении преимущественного права на получение статуса опекуна (попечителя) для близких родственников лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако иерархия внутри группы перечисленных близких родственников опекаемого лица применительно к очередности получения статуса опекуна (попечителя) законом не определена. Такой подход не позволяет на законодательном уровне разрешать коллизии, возникающие при одновременной подаче несколькими лицами из числа близких родственников опекаемого заявления о присвоении им статуса опекуна (попечителя). Однако необходимо отметить и потенциальную эффективность оставления субъективного подхода со стороны должностного лица, принимающего решение о назначении лицу опекуна (попечителя): при возможности выбрать из нескольких близких родственников лица, нуждающегося в опеке, одного опекуна (попечителя) сохраняется принцип конкурсного отбора, при котором опекуном (попечителем) назначается кандидатура, наиболее подходящая по личностным качествам.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над  ним опеки или попечительства, как правило, может быть один опекун или попечитель. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев  и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением  случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство  и зашита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности  по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном  получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего  подопечного также обязанности  по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении  опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Права и обязанности  опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. Согласно ст. 148.1 Семейного кодекса  РФ, если иное не установлено федеральным  законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права  и обязанности по представительству  и защите прав и законных интересов  ребенка с момента возникновения  прав и обязанностей опекуна или  попечителя.

Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка  могут быть обжалованы родителями или  другими родственниками либо усыновителями  ребенка в орган опеки и  попечительства.

Орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей  или других родственников либо усыновителей. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки  и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения  суда возврата ребенка, находящегося под  опекой или попечительством, от любых  лиц, удерживающих у себя ребенка  без законных оснований, в том  числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.

Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка  с его родителями и другими  родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам  ребенка.

Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы  воспитания ребенка, находящегося под  опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также  при соблюдении требований, предусмотренных  п. 1 ст. 65 Семейного Кодекса РФ.

Опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка  с учетом мнения ребенка до получения  им общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

Опекун является законным представителем своего подопечного  в любых государственных и  муниципальных учреждениях, а так  же перед другими гражданами. Документом, подтверждающим факт законного представительства, является акт органа опеки и попечительства об установлении опеки. Оформление доверенности не требуется.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве»  в интересах подопечного орган  опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении  опеки или попечительства может  указать отдельные действия, которые  опекун или попечитель совершать  не вправе, в том числе может  запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми