Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:01, лекция

Краткое описание

Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

Файлы: 1 файл

опекун и пуручитель.docx

— 68.01 Кб (Скачать)

Для решения перечисленных  задач в сфере профилактики социального  сиротства необходимо обеспечить создание дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и  детям по месту жительства, а также  информирование населения об этих учреждениях  и оказываемых ими услугах.

В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, следует  рассматривать развитие различных  форм семейного устройства таких  детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.

С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться  в семье (ст. 54,123 Семейного кодекса  Российской Федерации) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться  в качестве временной меры, не исключающей  продолжения поиска возможностей его  семейного устройства.

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без  попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации обязаны  обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в  этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки  и попечительства, так и государственным  органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющим  функции регионального оператора.

Реализация данного  направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в  первую очередь населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

Указанную информацию целесообразно размещать там, где  она доступна практически каждому:

на телевидении  и радио (как в виде роликов  социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения  родителей); в Интернете; в печатных средствах массовой информации; в  буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через  почтовые отделения;

в общественных местах, в государственных, муниципальных  и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и  досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального  хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и  общественного питания и т. д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения). Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2008, С. 23

Размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т. д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.

При создании и распространении  информации о детях, оставшихся без  попечения родителей, следует руководствоваться  требованиями ст. 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения  родителей».

В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в  семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся  дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной  принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.

При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке  в региональный и федеральный  банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, не освобождает  соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального  оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные  органы опеки и попечительства и  региональный оператор в пределах своей  компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для  передачи детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи  граждан.

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без  попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка  в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения  в дальнейшем проблем, связанных  с воспитанием детей в новой  семье, в том числе жестокого  обращения с детьми, причинения вреда  их жизни и здоровью, а также  возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка. Захаров  С. Права и обязанности родителей  по воспитанию детей и ответственность  за их нарушение // Право и жизнь, 2006, № 12, С. 15

В связи с этим необходимо:

обеспечить разработку программ психолого-педагогической и  правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных  форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;

обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности  и целесообразности прохождения  программы подготовки к приему в  семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы  на добровольной основе. В настоящее  время законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного  прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии  в субъекте Российской Федерации  иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлено  требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы  подготовки к приему в семью ребенка (детей).

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.

Значительный объем  работы по подбору, подготовке и сопровождению  семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т. д.).

Подобная мера позволит в том числе обеспечить реформирование существующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировать их на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей. Одной из приоритетных задач в сфере защиты права ребенка на семью является сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количества этих учреждений. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные вопросы. // Право и власть. 2008, №6, С. 17

Вместе с тем  при планировании соответствующих  мероприятий следует учитывать, что работа в данном направлении  должна вестись поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, в семьи граждан. В  противном случае реализация подобных мер не только не позволит создать  эффективную систему устройства детей на воспитание в семьи, но может  привести к разрушению уже существующей системы воспитания и поддержки  детей, оставшихся без попечения  родителей, и, как следствие, к росту  детской безнадзорности и беспризорности. Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие - М.: Мир образования, 2008, С. 98

Для детей, которых  не удается в короткие сроки устроить в семью, необходимо в рамках программ реструктуризации (реформирования) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить создание учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу.

Согласно ст. 8 ФЗ «Об  опеке и попечительстве» к  полномочиям органов опеки и  попечительства относятся:

выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над  ними опеки или попечительства;

обращение в суд  с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении  его дееспособности, а также о  признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых  гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

установление опеки  или попечительства;

осуществление надзора  за деятельностью опекунов и попечителей, Деятельностью организаций, в которые  помещены недееспособные или не полностью  дееспособные граждане;

освобождение и  отстранение в соответствии с  настоящим Федеральным законом  опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом  разрешений на совершение сделок с  имуществом подопечных;

заключение договоров  доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

представление законных интересов несовершеннолетних граждан  и недееспособных граждан, находящихся  под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в  том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению  законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации  и (или) законодательству субъектов  Российской Федерации или интересам  подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

выдача разрешения на раздельное проживание попечителей  и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или  попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью  на воспитание в иных установленных  семейным законодательством формах;

11)оказание содействия  опекунам и попечителям, проверка  условий жизни подопечных, соблюдения  опекунами и попечителями прав  и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества,  а также исполнения опекунами  и попечителями требований к  осуществлению ими прав и исполнению  обязанностей опекунов или попечителей.

Этот перечень вполне достаточен для эффективной реализации функций в сфере опеки и  попечительства. Одновременно анализируемый  перечень не является закрытым, так  как ч. 2 той же статьи дозволяет его расширять при необходимости как федеральному, так и региональному законодателю.

Иной перечень полномочий органов опеки и попечительства закреплен в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ст. 16 этого Федерального закона органы опеки и попечительства:

-дают в установленном  порядке согласие на перевод  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, из  одного образовательного учреждения  в другое либо на изменение  формы обучения до получения  ими общего образования, а также  на исключение таких лиц из  любого образовательного учреждения;

-участвуют в пределах  своей компетенции в проведении  индивидуальной профилактической  работы с несовершеннолетними,  если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми