Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:01, лекция
Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для решения перечисленных задач в сфере профилактики социального сиротства необходимо обеспечить создание дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, следует рассматривать развитие различных форм семейного устройства таких детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.
С учетом приоритетности
права ребенка жить и воспитываться
в семье (ст. 54,123 Семейного кодекса
Российской Федерации) устройство ребенка,
оставшегося без попечения
В рамках своей деятельности
по устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание
в семьи органы опеки и попечительства
субъекта Российской Федерации обязаны
обеспечить поиск и подбор граждан,
желающих стать усыновителями, опекунами
(попечителями), приемными родителями.
Соответствующие мероприятия в
этом направлении должны осуществляться
как территориальными органами опеки
и попечительства, так и государственным
органом опеки и попечительства
субъекта Российской Федерации, выполняющим
функции регионального
Реализация данного
направления требует
Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому:
на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в Интернете; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
в общественных местах,
в государственных, муниципальных
и негосударственных
Размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т. д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.
При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями ст. 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.
При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, 2006, № 12, С. 15
В связи с этим необходимо:
обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;
обеспечить информирование
граждан, желающих принять ребенка
(детей) на воспитание в семью, о возможности
и целесообразности прохождения
программы подготовки к приему в
семью ребенка (детей) и организовать
прохождение ими такой
В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.
Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т. д.).
Подобная мера позволит в том числе обеспечить реформирование существующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировать их на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей. Одной из приоритетных задач в сфере защиты права ребенка на семью является сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количества этих учреждений. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные вопросы. // Право и власть. 2008, №6, С. 17
Вместе с тем
при планировании соответствующих
мероприятий следует учитывать,
что работа в данном направлении
должна вестись поэтапно, по мере создания
необходимых условий для
Для детей, которых
не удается в короткие сроки устроить
в семью, необходимо в рамках программ
реструктуризации (реформирования) учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обеспечить
создание учреждений с малой наполняемостью,
жизнедеятельность которых
Согласно ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
обращение в суд
с заявлением о признании гражданина
недееспособным или об ограничении
его дееспособности, а также о
признании подопечного
установление опеки или попечительства;
осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, Деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
выдача в соответствии
с настоящим Федеральным
заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11)оказание содействия
опекунам и попечителям,
Этот перечень вполне достаточен для эффективной реализации функций в сфере опеки и попечительства. Одновременно анализируемый перечень не является закрытым, так как ч. 2 той же статьи дозволяет его расширять при необходимости как федеральному, так и региональному законодателю.
Иной перечень полномочий
органов опеки и попечительства
закреплен в Федеральном законе
«Об основах системы
-дают в установленном
порядке согласие на перевод
детей-сирот и детей,
-участвуют в пределах
своей компетенции в
Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми