Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:01, лекция

Краткое описание

Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

Файлы: 1 файл

опекун и пуручитель.docx

— 68.01 Кб (Скачать)

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством  для прекращения обязательств, а  также в связи с прекращением опеки или попечительства.

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии  уважительных причин (болезнь, изменение  семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных  отношений между детьми и другие). Комментарий к Семейному кодексу  Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М. М., 2008, С. 50

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Если основанием для  расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение  договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать  возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся  в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка  на основании договора с уполномоченной службой (организацией) о патронатном  воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью  патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и  обязанностей по защите законных интересов  этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном  порядке нуждающимся в государственной защите.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки  или попечительства устанавливается  на основании акта органа опеки и  попечительства о назначении опекуна  или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, утрата родительского попечения - факт, имеющий  юридическое значение. Он порождает  беззащитность несовершеннолетнего  гражданина, а соответственно и необходимость  принятия мер по его защите. Одной  из них и будет передача на опеку  или попечительство. Кроме того следует  заключить, что с точки зрения федерального законодательства нет  больших отличий между понятиями  «патронат» и «приемная семья», поэтому  субъекты Федерации сами вправе устанавливать  эти различия. Договоры, заключенные  до вступления в силу закона, продолжат  действовать и дети из патронатных  семей не попадут обратно в  детские дома.

Глава 2. Правовой статус субъектов  семейно-правовых отношений  опеки (попечительства) над детьми

§ 2.1 Права и обязанности  органов опеки  и попечительства

Органами опеки  и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (ч.1 ст.6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»)

В целях оказания методической помощи органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации», которая предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (например, орган управления образованием - в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).

Для осуществления  эффективной работы по опеке и  попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным  органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации своих  территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных  образований (далее - территориальные  органы опеки и попечительства).

В соответствии с моделью  закона на государственный орган  опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются  общие полномочия по организации  и методическому сопровождению  работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и  контроля за деятельностью территориальных  органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению  регионального банка данных о  детях, оставшихся без попечения  родителей.

Полномочия и порядок  организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства.

Предлагаемая Минобрнауки России схема организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объеме сохраняют полномочия по организации и осуществлению указанной деятельности, представляется наиболее оптимальной, поскольку позволяет организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях (региональном, муниципальном) и осуществлять централизованное руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на уровне субъекта Российской Федерации.

В ряде случаев полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в  установлении над ними опеки или  попечительства, а также по подбору  и подготовке граждан, выразивших желание  стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без  попечения родителей, в семью  на воспитание в иных установленных  семейным законодательством формах, могут осуществлять следующие учреждения:

-учреждения системы  образования (образовательные учреждения  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, образовательные  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, и т. д.);

учреждения социального  обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, территориальные  центры социальной помощи семье и  детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической  помощи и т. д.);

учреждения системы  здравоохранения (дома ребенка и  т. д.) и другие. Комментарий к Семейному  кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. Крашенинникова П.В. и Седугина П.И. М.: Дело и Сервис, 2007, С. 80

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом на федеральном уровне является Министерство образования и науки РФ.

Основными задачами органов  опеки и попечительства в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве»  является:

защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства, и граждан, находящихся  под опекой или попечительством;

надзор за деятельностью  опекунов и попечителей, а также  организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью  дееспособные граждане;

контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990. а также в российском законодательстве (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться  в семье предполагает следующие  основные направления:

- профилактика социального  сиротства;

-развитие различных  форм семейного устройства детей,  оставшихся без попечения родителей.

По данным государственной  статистики, до 80% детей, оставшихся без  попечения родителей, составляют так  называемые социальные сироты. Киреева  М.Ю. .Семейное право. М.: Юридическая  литература, 2008. - С.51 Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов  опеки и попечительства по защите права ребенка на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий  для своевременного выявления и  коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях  его родной семьи.

В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского  попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют  своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости - и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства) должна быть закреплена в законодательстве субъекта Российской Федерации. Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, 2008, № 3, С.78Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач: своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка  из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;

организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

- организация комплексного  социально-психологического сопровождения  семьи и ребенка в целях  оказания помощи семье в воспитании  ребенка и осуществления эффективного  контроля за условиями его жизни и воспитания.

Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки  и попечительства плана мероприятий  по защите прав и интересов ребенка.

Действия органов  опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка  в родной семье. Инициирование вопроса  о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней  меры воздействия на родителей, применяемой  только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам  опеки и попечительства следует  принять меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 2007, С. 9

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми