Так, п. 1 ст. 5 Федерального
закона «Об опеке и попечительстве»
гласит, что одним из принципов
деятельности по опеке и попечительству
является свободное принятие гражданином
обязанностей по опеке или попечительству
и свободный отказ от исполнения
опекуном или попечителем своих
обязанностей.
Реализация этого
принципа предполагает право любого
гражданина на отказ от принятых на
себя функций по опеке или попечительству
и обязанность органа опеки и
попечительства такое право безоговорочно
удовлетворить в случая заявления
такового. Ершова Н.М. Опека, попечительство,
усыновление. М., 2008, С. 109
Однако данная норма
закона говорит не об обязанности, а
о праве органа опеки и попечительства
освобождать опекунов и попечителей
от исполнения своих обязанностей по
их просьбе. Буквальное толкование ч. 3
данной статьи позволяет сделать вывод
о том, что органы опеки и попечительства
вправе и не удовлетворить заявление опекуна
(попечителя) об освобождении от своих
обязанностей.
Поэтому эта норма
должна применяться вместе с п. 1
ст. 5 Федерального закона «Об опеке
и попечительстве». Системное толкование
этих двух правовых положений позволяет
сделать вывод о том, что органы
опеки и попечительства в любом
случае должны удовлетворить заявление
опекуна (попечителя) об освобождении
от своих обязанностей и не вправе
отказать в этом. Кабышев О. А. Усыновление.
Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми. М., 2009, С..98
Орган опеки и попечительства
может освободить опекуна или
попечителя от исполнения своих обязанностей,
в том числе временно, в случае
возникновения противоречий между
интересами подопечного и интересами
опекуна или попечителя.
При освобождении опекуна
(попечителя) от своих обязанностей
в случае возникновения противоречий
между его интересами и интересами
опекаемого лица орган опеки и
попечительства должен решить вопрос
о назначении нуждающемуся в опеке
(попечительстве) лицу другого опекуна
(попечителя), в том числе временного.
Орган опеки и попечительства
вправе отстранить опекуна или попечителя
от исполнения возложенных на них
обязанностей. Отстранение опекуна
или попечителя от исполнения возложенных
на них обязанностей допускается
в случае:
1)ненадлежащего исполнения
возложенных на них обязанностей;2)нарушения
прав и законных интересов
подопечного, в том числе при
осуществлении опеки или попечительства
в корыстных целях либо при
оставлении подопечного без надзора
и необходимой помощи;3)выявления
органом опеки и попечительства
фактов существенного нарушения
опекуном или попечителем установленных
федеральным законом или договором
правил охраны имущества подопечного
и (или) распоряжения его имуществом.
Акт органа опеки и
попечительства об освобождении или
отстранении опекуна (попечителя) от
своих обязанностей вступает в силу
с момента подписания компетентным
должностным лицом либо с момента,
оговоренного в самом акте.Акт органа
опеки и попечительства об освобождении
опекуна или попечителя от исполнения
возложенных на них обязанностей либо
об их отстранении от исполнения возложенных
на них обязанностей может быть оспорен
лицом, в отношении которого он принят,
в судебном порядке.Таким образом, существует
несколько оснований для прекращения
опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними
прекращается автоматически по достижении
им 14-летнего возраста, переходя в попечительство.
С наступлением совершеннолетия прекращается
и попечительство, установленное над ребенком.
Существуют и некоторые исключения из
общего правила (вступление в брак до достижения
совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ и эмансипация
ст. 27 ГК РФ). Опека и попечительство так
же могут прекратить свое существование
вследствие освобождения или отстранения
опекуна (попечителя) от исполнения им
своих обязанностей вследствие решения
органа опеки и попечительства.
§3.2
Последствия прекращения
опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми
В соответствии с ч.1
ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве»
лицо, выполнявшее обязанности опекуна
или попечителя, не позднее трех
дней с момента, когда ему стало
известно о прекращении опеки
или попечительства, обязано представить
в орган опеки и попечительства
отчет.Момент, с которого исчисляется
трехдневный срок, должен исчисляться
с того дня, в который опекун (попечитель)
официально узнал или должен был узнать
о прекращении опеки. При этом датой, когда
опекун (попечитель) должен узнать о прекращении
опеки, следует считать:при прекращении
опеки (попечительства), установленной
на определенный срок - в последний день
этого срока без дополнительного уведомления
опекуна (попечителя);при прекращении
опеки (попечительства) в судебном порядке
в день вступления решения суда в законную
силу (решение суда первой инстанции вступает
в законную силу по истечении десяти суток
после его изготовления, а в случае обжалования
- в день вынесения решения судом второй
инстанции);при прекращении опеки (попечительства)
по достижению несовершеннолетним установленного
законом возраста - с ноля часов следующих
за днем рождения несовершеннолетнего
суток, без дополнительного уведомления
опекуна (попечителя);при прекращении
опеки (попечительства) по причине смерти
опекаемого - в день, когда опекун (попечитель)
был официально ознакомлен с фактом смерти
опекаемого либо предпринял в связи с
фактом смерти инициативные действия;при
прекращении опеки (попечительства) вследствие
отстранения или освобождения опекуна
(попечителя) от своих обязанностей актом
органа опеки и попечительства против
его воли - в день, когда опекун (попечитель)
был официально ознакомлен с актом;-при
прекращении опеки (попечительства) вследствие
отстранения или освобождения опекуна
(попечителя) от своих обязанностей актом
органа опеки и попечительства по его
заявлению - в день, указанный опекуном
(попечителем) в заявлении либо день, когда
опекун (попечитель) был официально ознакомлен
с актом;-при прекращении опеки (попечительства)
вследствие приобретения опекаемым полной
дееспособности (вступление в брак, эмансипация)
- в день, когда опекун (попечитель) был
официально ознакомлен с фактом приобретения
опекаемым полной дееспособностью (с фактом
брака, с фактом эмансипации) либо предпринял
в связи с таким фактом инициативные действия.
Орган опеки и попечительства
при обнаружении в действиях
опекуна или попечителя оснований
для привлечения их к административной,
уголовной или иной ответственности
обязан принять соответствующие
меры не позднее чем через семь
дней с момента получения отчета
или не позднее чем через четырнадцать
дней с момента обнаружения оснований
для привлечения опекуна или
попечителя к ответственности.
В связи с этим должностное
лицо органа опеки и попечительства
должно действовать следующим образом:
-для привлечения
опекуна (попечителя) к уголовной
ответственности - обратиться с
заявлением о совершенном преступлении
в органы внутренних дел либо
прокуратуры;
-для привлечения
опекуна (попечителя) к административной
ответственности - обратиться с
заявлением в органы внутренних
дел, должностными лицами которых
будет составлен протокол об
административном правонарушении (при
наличии в действиях опекуна
(попечителя) признаков административного
правонарушения, предусмотренного
ст. 5.35, 6.10 Кодекса РФ об административных
правонарушениях). Протокол об административном
правонарушении в дальнейшем
подлежит передаче на рассмотрение
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав. При наличии
в действиях опекуна (попечителя)
признаков административного правонарушения,
предусмотренного ст. 20.20 Кодекса
РФ об административных правонарушениях
материал направляется непосредственно
в комиссию по делам несовершеннолетних;
- для привлечения
опекуна (попечителя) к гражданско-правовой
ответственности - составить и
направить в суд исковое заявление,
соблюдая установленные Гражданским
процессуальным кодексом правила
подсудности.
Мировым судьям, согласно
ст. 23 Гражданского процессуального
кодекса Гражданский Процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002
N 138-ФЗ, ст.23 //Собрание законодательства
РФ, 2002, №12 подсудны:
дела о выдаче судебного
приказа;
дела о расторжении
брака, если между супругами отсутствует
спор о детях;
дела о разделе
между супругами совместно нажитого
имущества при цене иска, не превышающей
ста тысяч рублей;
иные возникающие
из семейно-правовых отношений дела,
за исключением дел об оспаривании
отцовства (материнства), об установлении
отцовства, о лишении родительских
прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
дела по имущественным
спорам, за исключением дел о наследовании
имущества и дел, возникающих
из отношений по созданию и использованию
результатов интеллектуальной деятельности,
при цене иска, не превышающей ста
тысяч рублей;
6)дела об определении
порядка пользования имуществом.
Большинство остальных исков
направляется по первой инстанции
в городские (районные) суды.
При объединении нескольких
связанных между собой требований,
изменении предмета иска или предъявлении
встречного иска, если новые требования
становятся подсудными районному суду,
а другие остаются подсудными мировому
судье, все требования подлежат рассмотрению
в районном суде. В этом случае, если
подсудность дела изменилась в ходе
его рассмотрения у мирового судьи,
мировой судья выносит определение
о передаче дела в районный суд
и передает дело на рассмотрение в
районный суд.Срок принятия органами опеки
и попечительства мер по привлечению опекунов
(попечителей) к юридической ответственности
не является пресекательным, то есть уполномоченное
должностное и по истечении этого срока
не освобождается от обязанности и не
лишается процессуальной возможности
обратится в соответствующий орган с заявлением.Итак,
можно заключить, что лицо, выполнявшее
обязанности опекуна или попечителя, в
случае прекращении опеки или попечительства,
обязано представить в орган опеки и попечительства
отчет. При прекращении опеки (попечительства)
договор об осуществлении опеки (попечительства)
прекращается без составления каких либо
дополнительных документов. Федеральный
закон «Об опеке и попечительстве» уточняет
вопросы, связанные с прекращением отношений
по опеке и попечительству. В частности,
закон предусматривает возможность прекращения
опеки и попечительства в случае ненадлежащего
исполнения обязанностей, возложенных
на опекуна (попечителя); нарушения прав
и законных интересов подопечного; выявления
органом опеки и попечительства существенного
нарушения опекуном (попечителем) установленных
федеральным законом или договором правил
охраны или распоряжения имущества подопечного.
В законе указано, что опекуны (попечители)
отвечают за вред, причиненный по их вине
личности или имуществу подопечного, в
соответствии с гражданским законодательством
об ответственности за причинение вреда.
Закрепляется также возможность возмещения
подопечному вреда, причиненного как действиями,
так и бездействием органа опеки и попечительства.