Некоммерческие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Развитие гражданского общества в России в первую очередь связано с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………2
Глава I Общие положения о некоммерческих организация.
1.1. Понятие НКО…………………………………………………………………..3
1.2. Признаки некоммерческих организации ………………………..…………4
1.3. Создание и ликвидация НКО…………………………………………………7
1.4. Финансы и источники их формирования НКО ………………………..…13
Глава II Организационно – правовые формы НКО……………………………..17
2.1. Потребительский кооператив………………………………………………17
2.2. Общественные объединение ………………………………………………..20
2.3. Фонды…………………………………………………………………………..26
2.4. Автономные учреждения ……………………………………………………30
2.5. Товарищество Собственников Жилья………………………………………33
2.6. Некоммерческие партнерства ………………………………………………35
2.7. Объединение юридических лиц……………………………………………….37
Заключение …………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

Ликвидация 

Некоммерческое  партнерство ликвидируется по общим  правилам гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей  оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию71.

Некоммерческое  партнерство обладает целым рядом  признаков, сближающих его с хозяйственными обществами и товариществами.

Во-первых, учредительными документами партнерства являются учредительный договор и устав. Следовательно, между его участниками возникают договорные отношения.

Во-вторых, имущество, переданное некоммерческому партнерству  его членами, а также приобретенное  или произведенное впоследствии самим партнерством, является собственностью юридического лица. Однако участники партнерства обладают по отношению к его имуществу практически теми же обязательственными правами, которые принадлежат учредителям хозяйственного общества или товарищества. Они имеют право:

- участвовать  в управлении делами некоммерческого  партнерства;

- получать информацию  о его деятельности;

- в порядке,  предусмотренном учредительными  документами, выходить из его  состава, а в случае ликвидации  партнерства - получать ликвидационную квоту.

Кроме того, при  выходе из некоммерческого партнерства  его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении  часть имущества партнерства  в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого  партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Процедура выхода и порядок соответствующих выплат определяются учредительными документами партнерства.

Казалось бы, важным отличием правового положения  членов некоммерческого партнерства  от статуса участников общества или товарищества является то, что учредители партнерства не получают дивидендов, поскольку доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. В действительности же это различие не столь существенно, так как участники партнерства получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам.

2.7.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие  организации в целях координации  их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.72

В состав объединения могут входить как коммерческие, так и некоммерческие организации. Интересно то, что сами объединения являются некоммерческими организациями. Цель некоммерческих организации при создании объединений заключается в представлении и защите их общих интересов, обусловленных специальной правоспособностью некоммерческих организаций. Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на членстве их участников. Указанные объединения:

 во-первых, являются  самостоятельными юридическими лицами,

 во-вторых, преследуют  некоммерческие цели, главным образом  координации деятельности участников  и представления и защиты их  общих, в том числе имущественных,  интересов, будучи, таким образом, некоммерческими организациями.

Они создаются  исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.

Образование

 Учредителями  ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно являться членом нескольких ассоциациях и союзах, в том числе однородных по характеру деятельности. Основанием для создания объединения является договор между его участниками, так как в создании объединения обычно принимают участие два или более юридических лица. Одним уставом здесь не обойтись.

Учредители  не связаны с объединением и друг с другом ни вещными, ни обязательственными, ни членскими отношениями. Таким  образом, прежде чем принимать устав ассоциации (союза), учредителям следует заключить между собой учредительный договор, в котором должны быть отражены все условия их участия в создании и деятельности данного юридического лица. Именно учредительный договор, вступающий в силу с момента заключения и действующий все время существования ассоциации (союза), свяжет учредителей друг с другом и с самим объединением обязательственными отношениями, что даст возможность в случае возникновения непредвиденной ситуации легко найти выход из затруднения. Преимущество договора состоит в том, что этот гибкий правовой инструмент позволит найти удачный компромисс в отношениях между учредителями и ассоциацией (союзом)в целом при решении таких проблем, как финансирование, выборы органов управления, смена исполнительных органов и т.д. Таким образом, учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. Если первый из них определяет цели создания объединения и условия участия в нем, то второй - статус самого объединения.

Поскольку такая  некоммерческая организация создается  на началах членского участия, ее высшим органом управления является общее собрание участников или их представителей, компетенцию и порядок  работы которого определяет устав ассоциации (союза). Исполнительные органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом управления из числа физических лиц - представителей участников. Имущество ассоциации (союза) первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится собственностью ассоциации (союза). При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав.. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут ограниченную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Такая субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) составляет важную особенность ее гражданско-правового статуса. Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения.

Ассоциация (союз) ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом. Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между его учредителями (членами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что вопросы гражданско – правового положения НКО являются актуальными в наше время.

Как мы уже заметили, законодательство в области некоммерческих организаций не отличается последовательностью и логичностью. Принятие специальных законов привело к увеличению количества форм, видов, типов некоммерческих организаций, и сложившееся таким образом многообразие не представляет собой стройной системы.

Принципы организации  и деятельности некоммерческих организаций  оказываются настолько разнородными, что невозможно выделить для них единые квалифицирующие признаки. Зачастую отнесение к кругу некоммерческих организаций новых субъектов гражданского права оказывается чисто номинальным, что, в свою очередь, сводит на нет деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Анализируя  всю законодательную базу НКО, можно сделать вывод о необходимости выработки четкого подхода к формированию системы законодательства о некоммерческих организаций.

При наличии  стройной системы организационно-правовых форм станет возможным предоставление со стороны государства налоговых льгот и иных преференций надлежащим субъектам. Выделяя среди некоммерческих организаций получателей льгот, необходимо, прежде всего, обращать внимание на виды деятельности таких организаций и источники их финансирования.

Наибольшую  проблему  представляет вопрос о  возможности осуществления предпринимательской  деятельности. Дело в том, что одним  из критериев, отличающих коммерческую организацию от некоммерческой, является отсутствие получения прибыли в качестве основной цели деятельности, а также ограничение в распределении полученной прибыли. То, что некоммерческие организации не должны ставить целью получение прибыли – законодательством определенно точно. Но на практике оказывается, что большинство таких организаций вполне могут заниматься предпринимательской деятельностью. Ведь закон позволяет делать это, прикрываясь, образно говоря маскируясь: «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Понятно, что определять, насколько занятие той или иной предпринимательской деятельностью соответствует заявленным организацией целям, будет сама организация в лице ее органов управления. Фактически получается отсутствие каких-либо ограничений для предпринимательства некоммерческих структур, тем более, никакое специальное законодательство регулирующих положений на эту тему не содержит. И в действительности получается, то что  многие некоммерческие организации, не изменяя своего правового статуса, фактически превратились в коммерческие организации, забыв о своем основном предназначении, а именно о необходимости достижения социально полезной цели, .направляют все свои усилия исключительно на получение прибыли

Установленное в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, устанавливается предпринимательская деятельность ради достяжения цели создания НКО. Но попробуйте отграничить основную цель деятельности от неосновной в действительности, вызовет большие затруднения затруднительно, поскольку здесь возможны обходные пути Установить, какая из целей является основной, зачастую довольно трудно, так как формально заявленная в учредительных документах организации основная цель может на практике обернуться ничем не ограниченной предпринимательской деятельностью. Вот поэтому необходим эффективный механизм контроля над таким соответствием, который у нас отсутствует.

Если ввести механизм  контроля, то и необходимы  продуманные меры, основания  привлечения к ответственности, организации нарушающих по сути обязательное ограничении в их деятельности.

Наряду с  немногочисленными попытками законодателя ограничить предпринимательскую деятельность одних некоммерческих организаций, в отношении других наблюдается тенденция к расширению возможности занятия практически любыми видами деятельности..

Отмеченные  выше недостатки и противоречия действующего законодательства в рассматриваемой  сфере следует устранять путем четкой регламентации правового статуса некоммерческих организаций, выработки оптимальных организационно-правовых форм их деятельности, а также критериев отграничения от коммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 2009г.-М.:Эксмо, 2009г. 960с.
  3. Ж
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  5. Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ “О политических партиях”.
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «о несостоятельр\ности (банкротстве) информационно справочная система гарант
  7. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ  "О кредитных потребительских кооперативах граждан"
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"
  9. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
  10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
  11. Федеральный закон от 8 декабря 1995г.№ 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  12. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
  13. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"
  14. Федеральный закон №125 от 24 сентября 1997 года  « свободе совести и религиозных объединениях»
  15. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
  16. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
  17. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
  18. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
  19. Статья Свищева "Журнал российского права", N 1, январь 2009 г.
  20. Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор  Гражданское право России: учебник для вузов – М.: ЗАО Юстицинформ  2008г.

Информация о работе Некоммерческие организации