Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Развитие гражданского общества в России в первую очередь связано с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.
Введение …………………………………………………………………………………2
Глава I Общие положения о некоммерческих организация.
1.1. Понятие НКО…………………………………………………………………..3
1.2. Признаки некоммерческих организации ………………………..…………4
1.3. Создание и ликвидация НКО…………………………………………………7
1.4. Финансы и источники их формирования НКО ………………………..…13
Глава II Организационно – правовые формы НКО……………………………..17
2.1. Потребительский кооператив………………………………………………17
2.2. Общественные объединение ………………………………………………..20
2.3. Фонды…………………………………………………………………………..26
2.4. Автономные учреждения ……………………………………………………30
2.5. Товарищество Собственников Жилья………………………………………33
2.6. Некоммерческие партнерства ………………………………………………35
2.7. Объединение юридических лиц……………………………………………….37
Заключение …………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………41
Конституцией РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности на равнее с гражданами РФ, если иное не установлено законами и международными договорами. поэтому они так же могут быть учредителями НКО. ФЗ «О некоммерческих организациях» введено условие для иностранных граждан, только если законно находятся на территории РФ.
Юридическое лицо, по общему правилу, может быть участником НКО в силу своей правоспособности, возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица.
Не могут быть учредителями НКО:
Во-первых, иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, но в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Во-вторых, лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
В-третьих, общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии с противодействием экстремистской деятельности. Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения может быть принято Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему прокурором. либо запрете его деятельности до рассмотрения судом указанного заявления10.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Ликвидация НКО - прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам. ГК РФ выделяет два случая ликвидации юридического лица добровольную и принудительную:
Заявление в
суд о ликвидации НКО может
быть внесено прокурором, а также
федеральным органом
Фонд может быть ликвидирован:
Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:
1) в случае ликвидации
соответствующей иностранной
2) в случае непредставления сведений, об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом.
3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами.11
При ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правоприемствования, поэтому обеспечение прав и интересов кредиторов приобретает большую важность,
Наиболее распространенный случай ликвидации - добровольная ликвидация организации. Учредители на общем собрании принимают решение ликвидировать свою организацию. Решение учредителей отражается в протоколе и сообщается органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который на основании решения учредителей вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации.
После этого в соответствии с требованием ст. 62 ГК РФ, учредители назначают ликвидационную комиссию. В состав комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители. С момента образования ликвидационной комиссии полномочия по управлению организации переходят к ней
НКО так же может быть ликвидирован вследствие банкротства, за исключением религиозных организаций и политических партий.
НКО может быть признано банкротом по решению суда, которое принимается по требованию кредиторов или уполномоченных органов при наличии соответствующих оснований и с соблюдением требований, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст. 3 данного ФЗ признаком банкротства является неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, под которой понимается неисполнение денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения12. Кроме того, установлены иные требования, соблюдение которых необходимо для рассмотрения арбитражным судом заявления о признании юридического лица банкротом.
Ликвидационная комиссия осуществляет работу по двум направлениям.
. Во –первых занимается выявление всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и осуществление расчетов с ними. Для этого ликвидационная комиссия обязана опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке предъявления требований, причем срок установлен не менее двух месяцев с момента опубликования о ликвидации. Помимо этого ликвидационной комиссии принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов,
Во – вторых занимается получением задолженности с должников ликвидируемого юридического лица - дебиторской задолженности. Для этого ликвидационная комиссия может письменно уведомлять должников с требованием о ее погашении юридическими и физическими лицами, имеющими перед ликвидируемой организацией дебиторскую задолженность. В случае возникновения конфликта или отказа о погашении, то НКО может обратиться с иском в суд, о взыскании задолженности. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.
По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, о реестре заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Если требования кредиторов были предъявлены после срока, установленного ликвидационной комиссией, то они удовлетворяются из средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности активов юридического лица, считаются погашенными.
После окончания всех перечисленных расчетов оставшееся имущество организации направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства, т.е. только то имущество, которое осталось в распоряжении организации после удовлетворения требований всех кредиторов в установленной ГК РФ очередности.
Исключение
составляют случаи, когда на момент
принятия решения о ликвидации
организация не имеет
Исключением из
этого правила являются некоммерческие
партнерства. Так, законно установлено
для некоммерческого
Еще одно исключение из общего правила при ликвидации НКО, касающееся учреждений. Учреждения не являются собственниками своего имущества. Возможность для учреждений участвовать в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, которые одновременно являются собственниками имущества учреждений. Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждениям не принадлежит право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Логичным представляется, что при ликвидации учреждений, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его собственнику.15
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Кроме налоговой инспекции заявление о снятии организации с учета в связи с ликвидацией направляются во все внебюджетные фонды, в которых она была зарегистрирована. После чего подготавливаются и направляются в органы государственной регистрации юридических лиц документы, необходимые для исключения ликвидируемого юридического лица из Единого государственного реестра, так как в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. По окончанию проделанной работы орган государственной регистрации юридических лиц выдает заявителю свидетельство о прекращении деятельности юридического лица путем его ликвидации. С этого момента организация считается ликвидированной.
1.4. Финансы и источники их формирования НКО.
Финансы некоммерческих организаций - это социально-экономические отношения, имеющие денежный характер, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, связанных с осуществлением общественной деятельности некоммерческих организаций.16
Особенности организации
финансов некоммерческих организаций
как самостоятельных
В настоящее
время негосударственные
В соответствии ФЗ о некоммерческих организациях НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также земельные участки в собственности или в бессрочном пользовании.
Законодатель устанавливает основные источники формирования имущества негосударственных некоммерческих организаций:
Предпринимательская деятельность НКО
Доходы от предпринимательской
деятельности некоммерческой организации
наравне с другими